ПРОГРАММНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ
И.Э. Толстова, Т.Ю. Калошина
Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Россия irina_edvin@mail.ru
Ключевые слова: компетентностный подход, высшее профессиональное образование, программный подход, формирование и развитие научно-исследовательских компетенций, научно-исследовательская деятельность, реализация компетентностного подхода
Страницы: 179-187 Подраздел: Раздел IV. ИННОВАЦИОННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ
Аннотация
В статье раскрывается авторское видение того, что реализация компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования предполагает разработку различных программ. Программный подход - это представление студентам возможности выбора сферы деятельности и общения, организации групп, в которых создаются необходимые условия для формирования и развития компетенций. Программа «Формирование научно-исследовательских компетенций студентов» представляет собой оптимальный механизм вовлечения талантливой студенческой молодежи в научно-исследовательскую деятельность. Авторы считают, что реализация компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования предполагает разработку различных программ. Программный подход - это предоставление студентам возможности выбора сферы деятельности и общения, организации групп, в которых создаются необходимые условия для формирования и развития компетенций. Необходимым условием развития интеллекта и роста качества образования является развитие научно-исследовательских компетенций студента на всех этапах профессиональной подготовки в вузе. Программа «Формирование научно-исследовательских компетенций студентов» представляет собой оптимальный механизм вовлечения талантливой студенческой молодежи в научно-исследовательскую деятельность. Она предполагает наличие научно-методического обеспечения для студентов и преподавателей, в котором подробно представлены стратегические ориентиры, советы, рекомендации, инструментарий формирования научно-исследовательских компетенций. По мнению авторов, основанием, определяющим построение механизма реализации программы, является принцип вовлечения студентов в научно-исследовательскую деятельность. К ожидаемым результатам следует отнести: рост количества и качества подготовки научных проектов и грантов, выполненных участниками программы, а также повышение качества публичных презентаций результатов научных исследований студентов (в том числе в рамках текущей и итоговой аттестации студентов). Каждая программа предполагает оценку эффективности её реализации, которая имеет следующую особенность - отсутствие объективно обусловленных эталонов или аналитически рассчитанных нормативов. Программный подход не только отвечает интересам студентов, но и учитывает изменения окружающей жизни: экономические, социальные, политические, нравственные.
|