Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.129.42.198
    [SESS_TIME] => 1732186179
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 335fc953134f5c7fdbb2539cc3939496
    [UNIQUE_KEY] => 77b9df508ffd263e598460ad4636ff20
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

    [SESS_OPERATIONS] => Array
        (
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2015 год, номер 4

Психологические основы управления процессом обучения

Н.М. Зыкова
Казахский национальный технический университет имени К. Сатпаева, ул. Сатпаева, 22а, Алматы, Республика Казахстан, 050013
natashazykova36@mail.ru
Ключевые слова: обучение, учение, обучающийся, умственные действия, программированное обучение, интериоризация, обратная связь, научение, training, learning, trainee, intellectual actions, programmed training, internalization, feedback
Страницы: 15-23
Подраздел: УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье представлен анализ психологических основ управления процессом обучения. Обучение, при котором можно проследить каждый момент в продвижении обучающегося, можно считать управляемым. Один из путей управления обучением - это специальная организация процесса усвоения как процесса заданного. Наиболее разработанной в этом направлении является система обучения, основанная на теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина. Согласно этой теории, в онтогенетическом развитии человека совершаются процессы интериоризации действий - постепенного преобразования внешних действий во внутренние, умственные. Первоначально обучающиеся имеют дело с внешним, материальным действием. По мнению А. Н. Леонтьева, затем, в результате постепенного его преобразования - обобщения, специфического сокращения его звеньев и изменения уровня, на котором оно выполняется, происходит его интериоризация, то есть превращение его во внутреннее действие, теперь уже полностью протекающее в уме обучающегося. Указанный процесс проходит через ряд определенных этапов - от предметных действий через этап выполнения действий в громкой речи к действию «про себя». В соответствии с этим строится и процесс обучения по этапам, поэтому он и называется поэтапным. Второй путь управления процессом обучения связан с разработкой психологических основ программированного обучения (Б. Ф. Скиннер, Л. Н. Ланда и др.). Суть программированного обучения заключается в том, что обучающийся не может сделать следующего «шага» в усвоении, не овладев предыдущим. Учение - это не только усвоение знаний, умений и навыков, но и особая деятельность, обеспечивающая усвоение этих знаний. Программированное обучение обеспечивает контроль над каждым шагом познавательной деятельности и тем самым дает возможность полностью управлять процессом учения. Обратная связь действует непрерывно и позволяет регулировать процесс в соответствии с индивидуальными способностями обучаемого к усвоению знаний. Обеспечивается активность каждого студента, так как отсутствие активности немедленно обнаруживается, скрыть это невозможно. Кроме того, каждый студент обучается в оптимальном для него темпе, ритме и стиле.

DOI: 10.15372/PHE20150402