О форсайте российского образования
Д.В. Евзрезов
Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126 etracker@gmail.com
Ключевые слова: форсайт, проектирование будущего, образование, прогресс, глобализация, foresight, planning the future, education, progress, globalization
Страницы: 23-34 Подраздел: УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье анализируется форсайт российского образования, его влияние на процесс изменения системы образования, а также возможные социальные последствия внедрения форсайта в практику управления и целеполагания системы образования России. В России методологическим инструментом, в котором постоянно декларируется «дорожная карта» изменений отечественной системы образования, выступает ежегодно корректируемый «Форсайт образования 2030 (2035)», реализуемый при участии Агентства стратегических инициатив, Высшей школы экономики и Сколково. Особенностью форсайт-проектирования российского образования является конструирование и приведение всех аспектов образовательной системы России к англосаксонскому стандарту на основе тезиса о нарастании конкурентной борьбы в условиях глобализации. В контексте глобализационных процессов форсайт интересен прежде всего как инструмент глобального управления, поскольку в условиях роста неопределенностей форсайт в некотором смысле предоставляет возможность для более стабильной игры во все более нестабильном мире. Он позволяет минимизировать издержки, обеспечивает стратегическую мобилизацию интеллектуального потенциала для разработки приоритетов, стратегий и стратегическую мобилизацию ресурсов для их реализации. 13 октября 2014 г. в Москве состоялось официальное открытие форсайта «Глобальное будущее образования». Задача форсайта образования, который продлится весь 2015 г. и пройдет по всему миру, - выявить основные тенденции современного образования и выработать практические рекомендации на период до 20 лет. Содержание программы форсайт «Образование 2030» можно свести к трем центральным идеям: выделение в образовательной выборке безусловной интеллектуальной элиты и безусловной интеллектуальной «черни»; императивное требование «отрыва высокотехнологичных сервисов образования, например, МООС (Massive Open Online Course) от подвергающегося редукции государственного образования в пользу внесистемного образования и обучения; трансформация отечественного образования - превращение его в образовательный рынок в качестве главной цели и задачи. Важнейшей особенностью форсайта как процесса воздействия информационной глобализации на отечественное образование следует назвать постоянное акцентированное давление «разгосударствления образовательной системы вообще и школы в частности.
DOI: 10.15372/PHE20150403 |