О социально-экономических причинах возникновения науки и образования
А.Г. Лигостаев, Б.В. Сапрыгин
Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126 ligostaev@inbox.ru
Ключевые слова: экстерналистская точка зрения, образование, социально-экономические причины возникновения образования, externalist point of view, education, socio-economic causes of education
Страницы: 166-175 Подраздел: ИЗ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Цели статьи - обсудить причины возникновения науки и образования как сфер социального бытия и затронуть вопрос о времени их появления в истории. Под причинами возникновения науки и образования в данном случае понимаются причины кондициональные и реализаторные, то есть только необходимые социальные и экономические условия, приводящие к возникновению этих феноменов в тот или иной исторический период. В статье намеренно оставляются без внимания логико-методологические факторы их появления. При анализе указанных социально-экономических причин вводятся понятия науки и образования в широком смысле и современном, узком, смысле. Делаются выводы о том, что наука возникает вследствие острой социально-экономической потребности соответствующего общества и только как один из альтернативных вариантов («ответов») на ситуацию «вызова». Современная система образования есть следствие потребности общества в большом количестве специалистов, способных создавать нечто принципиально новое. Образование же в широком смысле явилось следствием потребности соответствующих социальных групп в подтверждении элитного статуса и поддержании сложных социальных технологий. Современная наука и современное образование появились как массовые явления примерно в одно и то же время - около XVI-XVII вв., и причиной этому стал, по сути, один и тот же фактор - острейшая потребность соответствующих обществ в изменении самих себя (социально и технологически). Наука и образование в широком смысле, возникшие исторически гораздо раньше, не имеют такой органической связи, так как были вызваны не одними и теми же причинами и могли существовать в относительном отрыве друг от друга. Сказанное является одним из доводов в пользу экстерналистской точки зрения, то есть представления о том, что наука и образование возникают и изменяются скорее благодаря внешним социально-экономическим факторам, чем факторам, имманентным по отношению к ним.
DOI: 10.15372/PHE20150417 |