Феномен принудительной интеграции в российской академической сфере
А.М. Аблажей1,2
1Институт философии и права СО РАН, ул. Николаева, 8, Новосибирск, Россия, 630090 ablazhey@academ.org 2Новосибирский государственный университет, ул. Пирогова, 2, Новосибирск,630090, Россия
Ключевые слова: высшее образование, академическая наука, интеграция науки и образования, рейтинг университета, higher education, academic science, integration of science and education, university ranking
Страницы: 176-187 Подраздел: НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ИНТЕГРАЦИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ
Аннотация
В статье анализируются процессы взаимодействия социальных институтов академической науки и высшего образования в условиях современной России. Сделан вывод о том, что основным содержанием данного процесса стало формирование феномена принудительной интеграции, под которой понимается силовое включение учреждений академической науки в состав федеральных и национальных исследовательских университетов с целью резкого усиления их научного потенциала. Автор критически оценивает этот опыт, предлагая находить и использовать иные взаимовыгодные способы и формы интеграции. По мнению автора, в условиях, когда общемировой тренд заключается в создании и развитии исследовательских университетов, главным для России вопросом становится следующий: как наиболее органично и эффективно сделать академические институты частью новых университетов. Путь, предложенный сегодня на федеральном уровне, вряд ли может считаться оптимальным. Причина - силовое навязывание новой модели с существенными издержками для сложившихся демократических традиций, научной продуктивности и, что очень важно, психологического состояния научных сотрудников академических институтов. На наш взгляд, необходимо искать новые пути, в ряде случаев - промежуточные формы взаимодействия, не привлекая ресурса власти для насильственного разрешения возникших проблем, поскольку лимит подобного рода действий с лихвой был исчерпан реформой науки 2013 г. Задача состоит в том, чтобы выстроить новую систему взаимоотношений, максимально выгодную для обеих сторон, не допустив потери накопленного опыта, научных заделов, кадров, материально-технической базы академических учреждений, максимально усиливая в то же время научный потенциал отечественного высшего образования.
DOI: 10.15372/PHE20150418 |