ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Т.В. Гудкова1, Э.Б. Дунаевская2
1Новосибирский педагогический университет, 630126, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28 gudkovatv@mail.ru 2Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 198302, Санкт-Петербург, Набережная реки Мойки, 48 doroga2elvira@yandex.ru
Ключевые слова: люди с ограниченными возможностями здоровья, инвалидность, безбарьерная среда, социальная реабилитация, обучение, disabled people, disability, barrier-free environment, social rehabilitation, training
Страницы: 123-131 Подраздел: ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТА
Аннотация
В статье анализируется проблема социальной реабилитации людей с ОВЗ и инвалидностью в социальную жизнь, различные пути интеграции благодаря возможности профессионального образования. Рассматриваются такие современные пути, как безбарьерная среда, инклюзивное образование в системе высшего образования. Отмечается, что данная проблема нашла отражение в ряде нормативных документов. В социальном аспекте - в Конвенции ООН о правах инвалидов, Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и др. Приоритеты образовательной политики в сфере специального образования определены: в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года, приказе Минобрнауки № 05-785 «О направлении методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов» и в ряде других. Анализируются различные системы высшего профессионального образования для людей с ОВЗ и инвалидностью, как в нашей стране, так и за рубежом. В рамках модели образовательной интеграции представлен опыт социально-реабилитационного сопровождения инклюзивного профессионального образования студентов с ОВЗ и инвалидов в РГПУ им. А. И. Герцена, НГТУ, в БГПУ им. Максима Танка, где осуществляется деятельность по обеспечению безбарьерного получения высшего профессионального образования. Важным условием является обеспечение равных возможностей при получении образования лиц с особенностями психофизического развития. Для этого осуществляется ряд мер, направленных на создание безбарьерной среды. Рассматриваются различные виды социально-реабилитационного сопровождения обучения студентов. Обозначается значимость социальной политики по отношению к людям с ОВЗ и их возможность успешной социализации и активного участия в социальной жизни общества.
DOI: 10.15372/PEMW20150315 |