КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОМУ РИСУНКУ
К.А. Кравченко1, И.Д. Щетинин2
1Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126 kka-78@mail.ru 2Тюменский государственный университет, ул. Володарского, 6, Тюмень, Россия, 625003
Ключевые слова: академический рисунок, критерии оценки, профессиональные компетенции, замысел, гармония и выразительность, художественный образ, academic drawing, criteria of assessment, professional competences, plan, harmony and expressiveness, artistic image
Страницы: 140-149 Подраздел: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Аннотация
Авторы отмечают, что для определения уровня профессиональной подготовки студентов в системе художественно-педагогического образования необходимо выделить критерии оценки учебных работ студентов по академическому рисунку, которые основываются на объективных закономерностях построения графического изображения на плоскости листа бумаги. В соответствии с логикой построения процесса обучения академическому рисунку критерии оценки учебных работ студентов должны разрабатываться на основе целей и задач обучения академическому рисунку, что способствует развитию профессионального художественного восприятия и мышления. Кроме того, критерии оценки должны отражать и направлять развитие способностей студентов к активной учебно-творческой деятельности. Процесс обучения академическому рисунку является целостной системой, которая включает в себя цель, задачи, теоретический материал, а также методы формирования и развития профессиональных компетенций рисовальщика у студентов с учетом их будущей художественно-педагогической деятельности. Поэтому планируемый результат учебной деятельности - сформированная профессиональная компетентность студентов в области академического рисунка. Для успешной и качественной профессиональной подготовки студентов в системе художественно-педагогического образования необходимо решать не только хорошо известные первоочередные задачи обучения академическому рисунку, но и акцентировать внимание на более сложных аналитических задачах, позволяющих выявить пространственно-ритмические связи в натурной постановке, а также творческую составляющую изобразительной деятельности. В методическом плане этот процесс рассматривается в двух аспектах, а именно: как процесс мысленного анализа натурной постановки, в том числе и ее пространственно-ритмических связей, и как процесс материального воплощения на изобразительной плоскости. В этом контексте выделяются необходимые качества профессиональной подготовки студентов по академическому рисунку: способность к анализу и синтезу, способность к акцентированию внимания на внутренних пространственно-ритмических связях, позволяющих достигать пропорциональной точности, усиливать динамику формы, а также гармоничность и выразительность образа, способность к схематизации, упрощению. Авторы отмечают, что необходимо четко разграничивать содержание обучения на младших и старших курсах, расставляя акценты сообразно задачам: на младших курсах студенты постигают аналитическую составляющую академического рисунка, на старших курсах у них развивается более сложное и глубокое отношение к натуре и процессу изображения. На заключительном этапе обучение направлено на творческое овладение системой изображения, которая содержит определенный комплекс взаимосвязанных задач, включающих изобразительные и выразительные начала, содержание которых в конкретном изображении предполагает гармонизацию и художественную целостность изображения.
DOI: 10.15372/PHE20150514 |