ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В.О. Романчук
Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, 394064, Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54 «А» veronika.romanchuk@gmail.com
Ключевые слова: интеллектуально-творческий потенциал, курсанты, саморазвитие, психолого-педагогические условия, компоненты, ntellectual-creative potential, cadets, self-development, psychological-pedagogical conditions, components
Страницы: 103-110
Аннотация
Статья посвящена раскрытию сущности и механизмов реализации психолого-педагогических условий, направленных на развитие интеллектуально-творческого потенциала курсантов на учебных занятиях по иностранному языку в военном вузе. Данный процесс представлен пятью ключевыми условиями: формированием устойчивых эмоционально-волевых качеств, внутреннего духовно-ценностного стержня курсанта, ориентированного на созидание и творчество; реализацией комплекса методов, форм и средств развития интеллектуально-творческого потенциала курсанта военного вуза при обеспечении ее системности и целостности в процессе иноязычного образования; формированием организационно-педагогической сферы развития интеллектуально-творческого потенциала будущих военных специалистов; единства учебной, научной и воспитательной работы в сфере стимулирования интеллектуально-творческого потенциала деятельности курсанта, построенной на принципах мотивационно-творческой активности, проблемности, интегративности и практической направленности; диалогическим сотворчеством преподавателя и курсанта. Каждый этап реализации психолого-педагогических условий предполагает развитие определенных компонентов интеллектуально-творческого потенциала, который автор рассматривает как интегральное качество личности, представляющее собой совокупность мотивационного, когнитивного, организационно-деятельностного и рефлексивно-оценочного аспектов.Данные аспекты могут быть мобилизованы и приведены в действие для достижения целей как инструментальных, обеспечивающих овладение терминальными ценностями, так и экзистенциальных, предполагающих расширение самих потенций и возможностей самореализации личности. В статье подчеркивается, что развитие интеллектуально-творческого потенциала является раскрытием глубинных резервов личности, обеспечивающим будущему военному специалисту желание и возможность саморазвиваться на протяжении всей своей профессиональной жизнедеятельности.
DOI: 10.15372/PEMW20150412 |