УЧЕТ МЕНТАЛЬНЫХ ОСНОВАНИЙ ПРИ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
Н.А. Чуркина
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет, Новосибирск, Россия nb1467@ngs.ru
Ключевые слова: ментальность, глобализация, адаптация, архетипы, стереотипы, образование, mentality, globalization, adaptation, archetypes, stereotypes, education
Страницы: 110-116
Аннотация
В рамках данной статьи рассматривается проблема, которая весьма значима для современного этапа развития сферы образования в условиях глобализации - адаптация иностранных студентов в инокультурной среде. Актуальность данной темы определяется тенденцией интеграции различных культур, которая разворачивается в рамках глобализационного процесса, охватившего за последние десятилетия практически все человечество. Для системы российского высшего образования обучение иностранных студентов представляется приоритетной задачей, так как, по мнению многих исследователей и политиков, увеличение количества иностранных студентов в российских образовательных учреждениях будет способствовать повышению авторитета и значимости России в мире. В работе раскрываются характеристики ментальности человека как проявления глубинных установок коллективного сознания того или иного народа. Однако обучение и адаптация студентов, которые являются носителями самобытной ментальности и культуры, сопряжено со значительными трудностями. Иностранные студенты являются носителями определенной системы ценностей и норм, что обусловливает своеобразный способ мышления и видения мира. Подчас представители различных культур опираются прежде всего на стереотипные представления, которые могут в искаженном виде объяснять явления и процессы окружающей действительности. При этом процесс адаптации к новой культурной системе может переживаться индивидом достаточно болезненно и не всегда быть успешным, что, безусловно, снижает учебный и воспитательный эффект обучения. В связи с этим задача высшей школы заключается в том, чтобы учитывать ментальные особенности иностранных студентов (систему взглядов, ценностей, норм, образцов поведения) и использовать их для повышения эффективности обучения и интеграции иностранных студентов в образовательное пространство России.
DOI: 10/15372/PEMW20150413 |