МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Н.Б. Стрекалова
Самарский государственный университет, 443011, Самара, ул. акад. Павлова, 1 snb_05@mail.ru
Ключевые слова: открытая информационно-образовательная среда, управленческая триада, самоуправление, соуправление, средовой подход, субъектно-деятельностный подход, полисубъектный подход, open information-educational environment, management triad, self-management, co-management, environmental approach, polysubject approach
Страницы: 117-123
Аннотация
Современное состояние высшего образования характеризуется развитием электронного обучения, переносом учебного процесса в открытую информационно-образовательную среду, увеличением объемов и усилением значимости в профессиональной подготовке самостоятельной работы студентов, актуализацией проблем качества предоставляемых образовательных услуг. В то же время в педагогическом сообществе отмечается ослабление когнитивных способностей студентов и низкий качественный уровень их самостоятельных работ. Выполняемая в основном в открытой информационно-образовательной среде и Интернете самостоятельная работа студентов имеет свою специфику и особенности, учет которых позволит повысить качество ее выполнения. Вместе с тем проблема качества образования перешла в новую фазу - выработки и обеспечения его гарантий, что предполагает управление качеством образования.Детализация управления качеством образования до управления качеством отдельных образовательных процессов переводит решение данной проблемы на уровень преподавателя и студента. Целью исследования является определение педагогических средств, способствующих управлению качеством самостоятельной работы студентов в новых условиях ее выполнения. В статье рассматриваются необходимые для этого виды управления, исходя из особенностей самостоятельной работы студентов: опосредованное педагогическое управление; самоуправление студента своей работой; совместное управление преподавателя и студента. Выделение трех видов управления обусловило поиск для каждого из них методологического подхода, адекватного проблеме исследования и особенностям выполнения самостоятельной работы студентов в открытой информационно-образовательной среде. В статье обоснована необходимость применения средового, субъектно-деятельностного и полисубъектного подходов к управлению качеством самостоятельной работы студентов.
DOI: 10.15372/PEMW20150414 |