СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е.Ю. Валитова, В.А. Стародубцев
Томский политехнический университет, 634050, г. Томск, пр. Ленина, 30 valitova-ey@mail.ru
Ключевые слова: высшее образование, возможности трудоустройства, планирование карьеры, индивидуализация, персонализация, персонификация, профессиональное самоопределение, higher education, employment opportunities, career planning, individualization, personalization, entrepreneurial skills, professional guidance
Страницы: 124-133
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы формирования и развития профессионального самоопределения студентов высшей школы. Проведен анализ и представлены результаты исследований профессионального самоопределения студентов. Предложена гипотеза об условиях формирования и развития профессионального самоопределения студентов вуза в процессе управляемого развития личности. Раскрыто определение понятий индивидуализации и персонализации образовательного пространства. В контексте проблем трудоустройства выпускников обсуждаются организационные и педагогические условия, которые поддерживают профессиональное самоопределение студентов инженерных университетов в рамках индивидуализированного и персонализированного образовательного процесса. Обоснована необходимость системно-деятельностного подхода в формировании и развитии профессионального самоопределения студентов. Особое внимание уделяется созданию модели педагогической поддержки профессионального самоопределения студентов посредством трех связанных между собой дисциплин, входящих в образовательные программы Томского политехнического университета. Рассматриваются результаты социологического исследования персональных личностно-профессиональных характеристик студентов и возможности их развития в образовательной системе вуза. Приведены результаты исследования студентов ТПУ по ряду направлений будущей профессиональной деятельности и спектра их представлений о важности таких компонентов учебного процесса, как получение рабочей профессии, производственной и исследовательской практики и академической подготовки. Статья показывает необходимость обучения студентов технологии развития карьеры в конкретных инженерных профессиях.
DOI: 10.15372/PEMW20150415 |