ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА
И.Г. Комиссарова
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск, Российская Федерация comir777@gmail.com
Ключевые слова: парадокс, парадигма, В«кентавр-проблемаВ», ценностные ориентации, культура, студенческая молодежь, образование, paradox, paradigm, “centaur-problem”, value orientations, socio-economic factors, culture, student youth, education
Страницы: 153-160
Аннотация
Глобальная информатизация и социально-экономические перемены в постиндустриальном обществе привели к ускорению темпов его эволюции, изменениям в общественных отношениях, жизнедеятельности людей, повлекли за собой также институциональные изменения системы образования. Меняются материальные и социокультурные условия, в которых проходит социализация и самоидентификация молодого поколения. В процессе общественной трансформации изменяются нормы, ценности, социокультурные образцы, в результате чего претерпевают изменение ценностные ориентации молодых людей в самых различных сферах современного российского общества. Молодежь отражает реалии времени и проблемы российского общества, является слепком всего социального пространства. Социальная группа студенческой молодежи стала столь массовой, что может нести в себе проекции, отражать изменения, происходящие в социальной жизни России в целом. В нашем исследовании мы рассматриваем основные социальные факторы, влияющие на формирование и установление трансформированных ценностных ориентаций современной российской студенческой молодежи. Особое внимание обращаем на принципиальные различия двух парадигм - технократической и гуманистической - в интерпретации феноменов противоположных систем ценностных ориентаций по отношению человека (группы людей) к 1. Природе, 2. Другим людям, 3. Труду, а также в психологическом разрезе: 4. Человека к самому себе. В настоящее время социальное пространство ценностных ориентаций современной российской молодежи остро противоречиво и размыто, в основе своей парадоксально. «Кентавр-проблема» проявляется в сознании и поведении студентов как эклектичное соединение альтернативных принципов находящихся в диалектическом единстве гуманистической и технократической парадигм. Выявлены трансфеномены, выражающиеся в противоречивости ценностных ориентаций, названные автором транс-ценностями. Система образования в целом способствует этому. Основное направление трансформации ценностных ориентаций студенческой молодежи в целом имеет асоциальную направленность. При детальном анализе происходящих социальных процессов, явлений, ситуаций и самих научных теорий предлагаются широкие возможности применения метода парадигмального анализа.
DOI: 10.15372/PEMW20150418 |