ФИЛОСОФСКИЕ И НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИНДУКЦИИ
В.М. Резников
Институт философии и права СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8 mathphil1976@gmail.com
Ключевые слова: проблема индукции, Юм, современная наука, логика, теория вероятностей, Суппес, философия и методология науки, problem of induction, Hume, modern science, logic, theory of probability, Suppes, philosophy and methodology of science
Страницы: 20-27 Подраздел: ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ
Аннотация
Статья посвящена проблеме индукции, которая является актуальной, так как имеет междисциплинарную и философскую значимость. Однако некоторые аспекты этой проблемы в известной литературе не представлены. Например, не выяснено, почему в науке и философии имеют место противоположные позиции по решению проблемы индукции? Так, представители научной общественности полагают, что проблема получила частные решения в некоторых науках. В философии, напротив, начиная с Юма, считается, что эта проблема не имеет приемлемого решения. Целью работы является объяснение оснований различных оценок по решению. Мы показываем, что неодинаковые позиции связаны с различными способами получения результатов и различными требованиями к их убедительности. Так, в эмпирической философии Юма получение результатов, касающихся природы человека, основано исключительно на наблюдениях и силлогистике Аристотеля. Однако простые наблюдения и неадекватная для получения нового знания логика Аристотеля действительно недостаточны для решения проблемы индукции. Кроме того, он недооценивал значимость вероятностных рассуждений и отрицал эвристический характер геометрии, так как, по Юму, правильность доказательств зависит от качества изображения доказываемого утверждения. Основная идея работы состоит в обосновании, что скептицизм Юма связан с высокими требованиями к качеству, точности и надежности результатов, поэтому его эпистемология до сих пор представляет интерес для методологии науки и различных областей знания. В современной науке превалируют прагматичные требования к вероятностным рассуждениям. Так, например, в теории вероятностей и математической статистике используется принцип Курно, согласно которому маловероятное событие не реализуемо в единственном эксперименте [1]. Также в современной науке и методологии преподавания математики ценятся геометрические доказательства, так как многие люди обладают геометрическим стилем мышления.
DOI: 10.15372/PHE20160602 |