ЕЩЕ РАЗ О ВАЖНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД)
Г.С. Солодова
Институт философии и права СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8 gsolodova@gmail.com
Ключевые слова: система образования, социализация, воспитание, воспроизводство общества, формирование мировоззрения, консолидация общества, system of education, socialization, education, reproduction of society, the formation of ideology, consolidation of society
Страницы: 83-88 Подраздел: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Процессы глобализации расширяют разнообразие и диапазон доступных цивилизаций и культур, информационный спектр в целом. С одной стороны, это является великим благом и преимуществом. С другой - наряду с этим происходит размывание исходных, базовых представлений и приоритетов, возникает проблема сохранения основополагающих принципов и положений культуры, целостного культурного капитала страны. Актуализируется вопрос поддержания социального единства и преемственности общества. Одним из основных социальных институтов и механизмов, обеспечивающих социокультурную устойчивость общества, является система образования. Ключевой социальной и профессиональной функцией образования является трансляция сквозной системы ценностей, относящейся как к социально-нормативной, так и к духовной, морально-этической сфере общества. С этой точки зрения легитимно и эффективно функционирующая система образования - необходимое условие и предпосылка социальной стабильности государства. Занятие образовательной и воспитательной деятельностью относится к требующим лицензирования со стороны государства. Условия, при которых дается право на образовательную деятельность, стандартизированы. И надо полагать, что во всяком более или менее стабилльном обществе эту функцию, так же как и контроль или, по крайней мере, влияние на систему образования, государство, даже исключительно в целях самосохранения, не может передать ни какой другой инстанции. Институционально организованные, последовательные и преемственные образование и социализация призваны обеспечить, с одной стороны, плавное вхождение новых поколений в социум, с другой - бесконфликтное социокультурное и мировоззренческое воспроизводство общества. Социальная обусловленность и востребованность общественного и государственного структурирования процессов образования и социализации подтверждается фактом постепенного институционального расширения системы образования и массового включения в нее населения большинства современных обществ.
DOI: 10.15372/PHE20160607 |