МОДЕЛИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ: ЛИДЕРСТВО РИТЕЙЛЕРА ПРИ УСЛОВИИ В«СВОБОДЫ ВХОДА»
С.Б. Барабаш1, И.А. Быкадоров1,2,3, М.В. Пудова1
1Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», ул. Каменская, 56, г. Новосибирск, 630099, Россия sergei_barabash@mail.ru 2Институт математики им. С.Л. Соболева СО РАН, пр. ак. Коптюга, 4, г. Новосибирск, 630090,Россия bykadorov.igor@mail.ru 3Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, ул. Пирогова, д. 2, г. Новосибирск, 630090, Новосибирская область
Ключевые слова: теория отраслевых рынков, модель Диксита-Стиглица, монополистическая конкуренция, вертикальное взаимодействие, лидерство ритейлера, условие В«свобода входаВ», благосостояние, industrial organization theory, Dixit-Stiglitz model, monopolistic competition, vertical relations, retailer’s dominant, entrance fee, welfare
Страницы: 315-326 Подраздел: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОИСКИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Аннотация
Исследуется модель монополистической конкуренции Диксита-Стиглица, дополненной присутствием ритейлера (посредника). Ритейлер-монополист имеет дело с континуумом производителей и некоторым «репрезентативным» потребителем. Поведение каждого производителя описывается линейными издержками, он производит один вид товара («товарного разнообразия») и определяет цену этого товара. Предпочтения репрезентативного потребителя описываются квадратичной функцией полезности, что соответствует линейному спросу. Ритейлер, являясь лидером рынка, выбирает число («массу») фирм-производителей и торговую надбавку. Изучаются различные варианты поведения ритейлера при условии ноль-прибыльности производителей (условии «свободы входа и выхода»: производители вольны входить на рынок, если их прибыль положительна, и могут покидать рынок, как только их прибыль становится отрицательной). Выясняется, какое поведение ритейлера наиболее благоприятно для каждого из участников рынка: самого ритейлера, репрезентативного потребителя, а также общества в целом.
|