РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Е.Л. Гусейнова, К.Т. Тынчеров
ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», Республика Башкортостан, Октябрьский Guseinova_elena@hotmail.com
Ключевые слова: компетентностный подход, компетентность, компетенция, когнитивный, competency-based approach, competence, competency, cognitive
Страницы: 1058-1066
Аннотация
В статье рассматривается актуальность проблемы развития профессиональных компетенций студентов технического вуза на примере изучения дисциплины «Гидравлика и нефтегазовая гидромеханика» бакалаврами специальности «Нефтегазовое дело». Обосновываются базовые понятия компетентностного подхода: компетентности и компетенции. Раскрываются основные положения и концепции методологических подходов: системного, компетентностного, деятельностного и личностно ориентированного, являющихся методологической основой исследования. Описываются организационно-педагогические условия развития профессиональных компетенций студентов: создание субъект-субъектных отношений, использование дифференцированных пролонгированных заданий, проведение мониторинга образовательного процесса. Описывается возможность построения субъект-субъектных отношений между преподавателем и студентами на основе диалогического общения. Автором для оценки развития профессиональных компетенций предлагается критериально-оценочный аппарат, разработанный для оценки профессиональных компетенций, представленных в ФГОС-3. Определен и описан компонентный состав развития профессиональных компетенций, состоящий из когнитивного, операционно-действенного, мотивационно-ценностного и рефлексивно-оценочного критериев. Анализируется и описывается содержательное наполнение приведенных критериев. Приводятся формулировки развиваемых профессиональных компетенций. Описываются показатели развития когнитивного, операционно-действенного, мотивационно-ценностного и рефлексивно-оценочного критериев по каждой из приведенных компетенций. Предусматривается три уровня развития профессиональных компетенций: низкий, средний, высокий. Автором подробно описываются показатели развития критериев развития профессиональных компетенций. Также в статье по каждому из критериев приводится диагностический инструментарий. Описывается процесс реализации предложенных организационно-педагогических условий развития профессиональных компетенций. Рассматривается балльно-рейтинговая система, внедряемая в учебный процесс и способствующая повышению уровня мотивации к учебной деятельности.
DOI: 10.15372/PEMW20170217 |