ИНТЕГРАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
А.П. Каитов, О.А. Попова
Московский городской педагогический университет, 129226, Россия, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4
Ключевые слова: дошкольный возраст, компетенция безопасности, представление о риске, политика детства, ответственные за компетенцию безопасности субъекты, родители, педагоги, управленцы сферы образования, когнитивный и волевой аспекты компетенции безопасности, управленцы-акторы, управленцы-фигуры, preschool age, safety competence, perception of risk, politics of childhood, people responsible for the safety competence of a subject, parents, teachers, managers of education, cognitive and volitional aspects of safety competence, managers-actors, managers-figures
Страницы: 187-196 Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССОВ
Аннотация
Статья посвящена безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется условиям формирования навыков безопасного поведения у детей данной возрастной группы. Отмечается необходимость формирования навыков, повышающих степень защищенности ребенка, в том числе от опасных факторов, которые трудно прогнозировать и предотвращать взрослым. Выделяются группы взрослых, несущих наибольшую ответственность за формирование данных навыков у детей. К данным группам относятся управленцы сферы образования, педагоги и родители. Особое внимание уделяется родителям как группе, имеющей наибольшие возможности для осуществления позитивного влияния на детей, в том числе в сфере безопасности. Определены две составляющие навыков безопасного поведения у детей: когнитивная - знание безопасной формы поведения и волевая - внутренняя готовность и мотивированность к безопасным действиям и поведению. Кроме того, выделены факторы, являющиеся препятствиями на пути формирования у детей компетенции безопасности. Наиболее заметные и существенные препятствия - импринты, легко перенимаемые от взрослых в качестве образцов формы поведения, несущие скрытые или явные опасности для детей. Импринты могут входить в противоречие с формами поведения, которым взрослые пытается осознанно научить детей. Взрослый может учить детей одним формам поведения, а сам в своем поведении использовать другие, осуществляя влияние на детей своим примером. Поставщиком наибольшего числа импринтов, неосознанно перенятых от окружающих форм поведения, являются родители. Поэтому от поведения родителей в наибольшей степени зависит успешность формирования компетенции безопасности. Проведенный анализ ситуации, связанной с формированием компетенции безопасности у детей дошкольного возраста, позволил сделать следующий вывод: успешность ее формирования в наибольшей степени может быть обеспечена кадровым составом в сфере образования. Наиболее ценными качествами управленца являются инициативность, самостоятельная творческая активность, направленная в область детской безопасности.
DOI: 10.15372/PHE20170419 |