ЭКОСИСТЕМА СОВРЕМЕННОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
О.В. Мамонов1, С.И. Черных1, Н.В. Гуляевская2
1Новосибирский государственный аграрный университет, 630039. Россия, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160 mmnv20@rambler.ru 2Новосибирский государственный медицинский университет, 630091, Россия, г. Новосибирск, Красный проспект, 52 navg@list.ru
Ключевые слова: образование, интеграция, экосистема, моделирование, принципы управления, education, integration, ecosystem, modeling, management principles
Страницы: 3-20 Подраздел: СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Введение. Российское образовательное пространство реформируется на протяжении многих лет. Основанием реформ являются глобализация и дигитализация регионального образовательного пространства, которое развивается на фоне технологизации производства. Названные факторы вводят в предкризисное состояние высшие учебные заведения, от которых требуется самостоятельное решение возникающих проблем. Кроме того, сегодня в России происходит организационное, содержательное, смысловое и ценностное формирование нового образовательного пространства: сокращается количество вузов и сельских школ, разрабатывается множеcтво конкурирующих друг с другом стратегий и программ, концептуируются иные смыслы и прокламируются иные ценности образования. Практически во всех стратегиях и программах одно из условий успешности вуза - создание экосистемы, которая оптимизирует взаимоотношения «вуз - социальная среда», «вуз - производство», «вуз - наука - производство» и т. д. Особенно актуализируется проблема создания собственной вузовской производственной базы, по возможности интегрированной во внешние бизнес-структуры и оптимально сочетающейся с внутренним вузовским функционалом. Методология и методика исследования. Опираясь на разработки зарубежных и отечественных исследователей, авторы предлагают собственное видение модели управления производственно-образовательным комплексом в условиях рыночной экономики. Особое внимание в статье уделяется структуре производственной базы учебного заведения и видам ее интеграции во внешнюю и внутреннюю экосистемы конкретного вуза. Результаты исследования. Переход к VI технологическому укладу и развитие информационного общества ставят перед образовательными системами разных уровней сложные задачи: создания производственной базы, расширения конкурентовозможности и сотрудничества, моделирования развития интеграционных схем вуза с предприятиями (при создании производственной базы вуза) и др. Но основным направлением следует считать содействие развитию кластеров, которое предполагает поддержку со стороны органов власти в реализации участниками кластера следующих мероприятий: формирования специализированной организации, которая координирует деятельность участников кластера и может создаваться в различных правовых формах (предполагается, что функции указанной организации могут быть возложены как на вновь создаваемые, так и на уже существующие учреждения); разработки стратегии развития кластера и плана мероприятий по ее реализации, включающей подготовку набора кластерных проектов и мер, направленных на создание благоприятных условий для развития кластера; эффективного информационного взаимодействия участников кластера; реализации мер по стимулированию сотрудничества участников кластера (проведение конференций, семинаров, рабочих групп, создание специализированных интернет-ресурсов, электронных списков рассылки и др.). Заключение. На основании обсуждения перечисленного делается вывод о том, что одной из наиболее оптимальных моделей управления образовательно-производственным комплексом на основе конкретного вуза является управление, основанное на корпоративных принципах. Насколько эффективна и устойчива предлагаемая система в российских реалиях покажет время, но уже сейчас ее дальнейшее развитие и применение может вызвать интерес у бизнес-структур, образовательных учреждений, региональных органов власти и общественных организаций.
DOI: 10.15372/PHE20180201 |