ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ И АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЛЕГИТИМНОСТЬ: РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ
В.В. Петров
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, 630090. Россия, г. Новосибирск. ул. Николаева, 8 v.v.p@ngs.ru
Ключевые слова: социум, образовательная политика, академическая свобода, университетская автономия, наука, образование, университет, society, educational policy, academic freedom, university autonomy, science, education, university
Страницы: 34-46 Подраздел: СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Введение. В условиях современных социокультурных трансформаций под влиянием глобализации отчетливо проявляется конвергенция национальных образовательных систем, что выражается в стремлении государства привести организацию отечественных науки и образования в соответствие с общемировыми трендами. Проблема, рассматриваемая в статье, может быть сформулирована следующим образом: с одной стороны, государственная политика в сфере науки и образования предусматривает обеспечение ключевых общесистемных изменений, в рамках которых действует новый организационно-экономический механизм, теоретически позволяющий произвести реструктуризацию системы в соответствии с наиболее успешными западными моделями развития, а с другой - заявленная цель многочисленных преобразований, а именно: максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ - пока не достигается. Методология и методика исследования. В статье проведен ретроспективный анализ изменений структуры, формы и методов французской высшей школы, которой удалось успешно адаптировать «изначально чуждую» англо-американскую модель двухуровневой системы высшего образования, что позволило значительно увеличить количество студентов и существенно повысить рейтинг собственных университетов в мировом научно-образовательном пространстве. Результаты исследования. Проведенный анализ позволил выявить шаги, которые привели к возрастанию академической свободы и создали предпосылки для усиления связей университетов с другими социальными институтами, что способствовало реальному повышению автономии университетов, привело к развитию межинституционального сотрудничества, крупномасштабной студенческой и академической мобильности, разработке совместных программ обучения, а также к расширению практической подготовки студентов и интенсификации научных исследований. В результате сопоставления процессов модернизации французской и российской высшей школы при схожих целях, задачах и механизмах реформ показано, что в отечественных условиях такого же прорыва не случилось. Заключение. В качестве одной из ключевых причин обозначен тот факт, что отечественные реформы, в отличие от французской модели, переводят понятия академических свобод и университетской автономии из интеллектуальной плоскости в экономическую, несмотря на сопротивление академического сообщества. Сделан вывод о том, что если окажется возможным обойти такие ограничения, учитывая опыт развития французской высшей школы, то это может способствовать не только повышению конкурентоспособности национальных университетов на глобальном рынке образовательных услуг, но и дальнейшему позитивному развитию отечественной научно-образовательной системы.
DOI: 10.15372/PHE20180203 |