МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
О.В. Цигулева
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28 oltsiguleva@yandex.ru
Ключевые слова: человеческий капитал, высшее образование, образовательные реформы, инновации, инвестиции, human capital, higher education, educational reforms, innovations, investment
Страницы: 47-56 Подраздел: СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Введение. Важность успешной модернизации экономики, укрепления ее конкурентных преимуществ и обеспечения социально-экономической безопасности государства в условиях обострения глобальной конкуренции актуализирует вопросы эффективного использования внутренних источников развития страны. При такой постановке проблемы вполне объяснимым и закономерным становится выдвижение исследований человеческого капитала в число приоритетных научных направлений. Опыт развитых стран показывает, что существует определенная историческая закономерность превращения человеческого капитала в ведущий фактор экономической жизни государства. Расходы, связанные с производительными вложениями в человека, не только способствуют повышению его производительности труда, но и приносят прибыль в будущем. Актуальность вопросов, связанных с процессом развития человеческого капитала, обусловлена и тем, что в условиях конкурентоспособности государства предполагается активное использование новых знаний. Ведущие страны мира достигли успехов в области научно-технического прогресса именно за счет интенсивного развития сферы образования, науки, техники. Методология и методика исследования имеют комплексный интегративный характер, который определяется целью и задачами. В качестве исходных положений в работе применены научные идеи экономических наук, социологии, философии и педагогики, использование которых в педагогическом смысловом поле и их интерпретация потребовали синтеза концептов междисциплинарных научных подходов в их взаимодополняемости, а именно: - системно-деятельностного как общеметодологического принципа комплексного педагогического анализа и осмысления отношений между субъектами, объектами и продуктами образовательной деятельности; - компетентностного как актуализирующего личностное, деятельностное и аксиологическое основания в образовании. Для решения исследовательских задач использовалась следующие теоретические методы: анализ философской, психологической, педагогической, социологической литературы; историко-методологический анализ (в том числе изучение документов, концепций, положений); сравнительно-сопоставительный анализ содержания образовательных программ, моделирование, обобщение, систематизация отечественного и зарубежного опыта формирования и развития человеческого капитала. Результаты исследования. Образование, накопленные обществом знания и развитие человеческого капитала государства взаимосвязаны, поскольку приносят доход благодаря осуществляемым в них инвестициям. Образование сегодня - не издержки производства, а инвестиция в особую форму капитала, связанного с человеком. Заключение. Научно-технический и социальный прогресс определяются качественными характеристиками системы образования государства, уровнем подготовки научных кадров и высококвалифицированных специалистов. В свою очередь система образования зависит от уровня развития и качества человеческого капитала государства.
DOI: 10.15372/PHE20180204 |