Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.144.31.86
    [SESS_TIME] => 1732197870
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 4faf537d742f9bf2402172486a599d83
    [UNIQUE_KEY] => 9e11e5034bfbbe880f631db5c63f9333
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2018 год, номер 2

МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

О.В. Цигулева
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
oltsiguleva@yandex.ru
Ключевые слова: человеческий капитал, высшее образование, образовательные реформы, инновации, инвестиции, human capital, higher education, educational reforms, innovations, investment
Страницы: 47-56
Подраздел: СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Введение. Важность успешной модернизации экономики, укрепления ее конкурентных преимуществ и обеспечения социально-экономической безопасности государства в условиях обострения глобальной конкуренции актуализирует вопросы эффективного использования внутренних источников развития страны. При такой постановке проблемы вполне объяснимым и закономерным становится выдвижение исследований человеческого капитала в число приоритетных научных направлений. Опыт развитых стран показывает, что существует определенная историческая закономерность превращения человеческого капитала в ведущий фактор экономической жизни государства. Расходы, связанные с производительными вложениями в человека, не только способствуют повышению его производительности труда, но и приносят прибыль в будущем. Актуальность вопросов, связанных с процессом развития человеческого капитала, обусловлена и тем, что в условиях конкурентоспособности государства предполагается активное использование новых знаний. Ведущие страны мира достигли успехов в области научно-технического прогресса именно за счет интенсивного развития сферы образования, науки, техники. Методология и методика исследования имеют комплексный интегративный характер, который определяется целью и задачами. В качестве исходных положений в работе применены научные идеи экономических наук, социологии, философии и педагогики, использование которых в педагогическом смысловом поле и их интерпретация потребовали синтеза концептов междисциплинарных научных подходов в их взаимодополняемости, а именно: - системно-деятельностного как общеметодологического принципа комплексного педагогического анализа и осмысления отношений между субъектами, объектами и продуктами образовательной деятельности; - компетентностного как актуализирующего личностное, деятельностное и аксиологическое основания в образовании. Для решения исследовательских задач использовалась следующие теоретические методы: анализ философской, психологической, педагогической, социологической литературы; историко-методологический анализ (в том числе изучение документов, концепций, положений); сравнительно-сопоставительный анализ содержания образовательных программ, моделирование, обобщение, систематизация отечественного и зарубежного опыта формирования и развития человеческого капитала. Результаты исследования. Образование, накопленные обществом знания и развитие человеческого капитала государства взаимосвязаны, поскольку приносят доход благодаря осуществляемым в них инвестициям. Образование сегодня - не издержки производства, а инвестиция в особую форму капитала, связанного с человеком. Заключение. Научно-технический и социальный прогресс определяются качественными характеристиками системы образования государства, уровнем подготовки научных кадров и высококвалифицированных специалистов. В свою очередь система образования зависит от уровня развития и качества человеческого капитала государства.

DOI: 10.15372/PHE20180204