АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БАКАЛАВРОВ
Г.А. Касатова, Ю.С. Седова
Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 455000, Россия, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 28 gal-kasatova@yandex.ru
Ключевые слова: ценности, аксиологические основы, профессиональные компетенции, бакалавры, художественная обработка материалов, готовность к профессиональной деятельности, экстеоризация, values, axiological foundations of professional competence, bachelors of art processing of materials, readiness for professional activities, exteriorization
Страницы: 66-70 Подраздел: АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Аннотация
Введение. В статье рассматриваются основные вопросы формирования профессиональных компетенций и необходимость интеграции традиционных ценностных основ образовательного процесса и новаций в области формирования профессиональных компетенций. Актуальность представленного исследования состоит в рассмотрении и представлении механизма формирования профессиональных компетенций на основе ценностных смыслов образования, где духовные и материальные ценности искусства в целом и художественной обработки материалов, в частности, интериоризируются личностью в процессе обучения в вузе. Необходимость включения в образовательный процесс ценностей-знаний в области искусства неопровержима, именно на этом основано постепенное формирование ценностей-отношений и ценностей-качеств. Вместе с тем развитие личности в профессиональном плане происходит с формированием профессиональных компетенций, которые предполагают готовность личности к выполнению профессиональной деятельности в различных ее видах. Результаты исследования. Готовность к профессиональной деятельности предполагает наличие следующих составляющих профессиональных компетенций: знаний и опыта в определенной области (или конкретных умений и навыков) и готовности личности, в том числе и психологической, применять эти знания и опыт в профессиональной деятельности. В связи с этим логично выделить следующие компоненты профессиональных компетенций: мотивационный, ориентационный, волевой и оценочный. Мотивационный компонент основан на профессиональных знаниях в области искусства и художественной обработки материалов и, соответственно, выработки ценностного отношения к профессиональной деятельности; ориентационный компонент предполагает направленность личности в ценностном плане на профессиональную деятельность; волевой компонент - способность личности к организации собственной профессиональной деятельности; оценочный компонент - оценку результатов собственной профессиональной деятельности. Заключение. Результат формирования профессиональных компетенций у бакалавров на аксиологической основе - это готовность личности к профессиональной деятельности и преобразование социума в художественно-ценностном плане.
DOI: 10.15372/PHE20180206 |