ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБОСНОВАНИЕ В ФИЛОСОФИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н.В. Михайлова
Белорусский национальный технический университет, 330013, Беларусь, Минск, пр. Независимостиб 65 michailova.n@bntu.by
Ключевые слова: проблемно-ориентированное обоснование, современная математика, философия математического образования, problem-oriented justification, modern mathematics, philosophy of mathematical education
Страницы: 124-129 Подраздел: О НЕКОТОРЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Введение. Цель статьи - аргументация необходимости использования новых концептуальных подходов к обоснованию математики. Методология и методика исследования. В статье рассматривается проблемно-ориентированный подход к обоснованию математики, используемый в философии и методологии математического образования. Среди важнейших методологических характеристик этого исследования можно выделить принцип целостности системы разноуровневого математического образования, который хорошо согласуется с проблемно-ориентированным обучением высшей математике. Результаты исследования. В результате проведенного исследования автор доказывает необходимость философского анализа проблемной ситуации при обучении высшей математике, которая возникает на этапе формулировки теоретических утверждений в виде проблемных задач, при решении которых используется философская рефлексия имеющихся знаний по математике. По мнению автора, специалисты по философии математики акцентируют внимание на философских вопросах математики, поэтому с проблемным обучением очень редко связывается философский смысл процесса обучения. Предлагается рассматривать преподавание высшей математики, используя для понимания гносеологические предпосылки формализма, интуиционизма и платонизма, которые, хотя и не свободны от критики, способствуют выявлению системной целостности обоснования, доказывая свою практическую целесообразность. Заключение. Применение проблемно-ориентированного обоснования в математическом образовании позволяет сделать вывод о том, что философия математического образования является ориентиром для реорганизации обучения, в котором особого внимания заслуживает методическая позиция синтеза разных подходов в системе обоснования математики, что предполагает повышение философской подготовки преподавателей математики, направленной на формирование критического мышления студентов университета.
DOI: 10.15372/PHE20180210 |