ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ИНФОГРАФИКИ МЫСЛЕННЫХ ФИЛОСОФСКИХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
А.В. Макулин
Северный государственный медицинский университет, 163001, Россия, г. Архангельск, пр. Троицкий, 51 Art-makulin@yandex.ru
Ключевые слова: инфографика, визуализация, формализация, infographics, visualization, formalization
Страницы: 147-164 Подраздел: О НЕКОТОРЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Введение. Статья посвящена проблемам визуализации философского знания на примере инфографики мысленных философских экспериментов. Не секрет, что уже в момент своего возникновения философия как вершина абстрактного способа понимания мира имела несколько преимуществ перед предметным познанием мира. Интеллигибельная интенция философского познания, выросшая в рамках классической метафизики, приспособила свой категориальный аппарат к познанию того, что в принципе нельзя не только увидеть, но даже и познать до конца. Со времен Платона и его знаменитого «мифа о пещере» философы единодушны в том, что только построение умозрительных теорий может полноценно объяснять все проблемы философского познания. В то же время наглядное и визуальное, несмотря на антивизуальную риторику, постоянно присутствовало в философском дискурсе в форме визуальной метафоры, даже несмотря на то, что, согласно классическому платоновскому идеализму, видимое и умопостигаемое стремятся в определенной степени к несовместимым целям, поскольку первое ориентируется на мир иллюзий, теней и заблуждений, второе - на истинный свет истины, исходящий от «солнцеподобного» блага, доступного для созерцания только специально подготовленному с помощью философских упражнений внутреннему умственному зрению. Однако на протяжении интеллектуальной эволюции, то есть эволюции философии и науки, тактика визуального познания развивалась в мире познания, создав целый пласт визуальных метафор, которые в свою очередь благодаря «конструктивной» стороне не только оказались наглядными, но и послужили материалом, как для мысленных философских экспериментов, так и мысленных экспериментов в области науки. Появилась возможность построения полноценных гомоморфных моделей, часть из которых не только описывалась визуально-метафорически, но и имела графические аналоги. Методология и методика исследования выстроены на базе подходов, возникших в рамках так называемого «визуального поворота» в философии. В качестве методики визуального анализа и представления философских мысленных экспериментов использован табличный метод и круговые диаграммы с внутренними связями. Основным методом анализа выступает разложение мысленных экспериментов на составные элементы и их последующее комбинаторное сочетание. Результаты исследования. Предложена авторская методика разложения мысленных философских экспериментов на основе базовых логико-структурных, рефлексивных и информационных критериев, позволяющих находить ключевой рефлексивно-структурный механизм, определяющий сущность и отличительные черты того или иного мысленного эксперимента. Представлена таблица вероятных комбинаций 26 известных мысленных экспериментов, которая показывает конечный диапазон наложения и связи выбранных мысленных экспериментов друг с другом. В рамках выявленных комбинаций определены наиболее известные связи мысленных экспериментов, выступающих по отношению друг к другу в качестве взаимодополнения или даже аналога. Заключение. Охарактеризована роль инфографики мысленных экспериментов в процессе развития визуального мышления, без которого немыслима современная система образования, формирующая «визуальную грамотность» обучающегося, способную предоставить будущим специалистам способы извлечения новых знаний и их трансляции в визуальном мире Интернета.
DOI: 10.15372/PHE20180212 |