Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 18.226.82.90
    [SESS_TIME] => 1732199439
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 7a68a0d7ae62e7aeb0c43d1718594861
    [UNIQUE_KEY] => 8db3876046d3c17e066f57a735b08961
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2018 год, номер 2

ФЕНОМЕН ЭМЕРДЖЕНТНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

В.Н. Гоптарев
Казанская государственная консерватория им. Н. Г. Жиганова, 420015, Россия, г. Казань, ул. Б. Красная, 38
VGoptarev@yandex.ru
Ключевые слова: эмерджентность, эмерджент, теория, психология, педагогика, исследование, научный подход, emergence, emergent, psychology, pedagogic, study, the scientific approach
Страницы: 165-177
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Аннотация

Введение. В статье автор обращается к идее эмерджентности, которая с XIX в. находилась в поле зрения ряда зарубежных исследователей (Д. Г. Льюис, С. Александер, С. Л. Морган и др.) и впоследствии реализовалась в научной теории, отдельные положения которой до сих пор по-разному трактуются исследователями. Поскольку эти положения имеют значимость и для психолого-педагогических исследований, проблема их экспликации, выявления потенциала, которые могли бы использоваться при проведении научных исследований в психолого-педагогической сфере и педагогической практике, приобрела особую актуальность. Обосновываются цель статьи и актуальность обращения к феномену и теории эмерджентности, изучение которых не нашло единого понимания среди исследователей, представляя значительный научный интерес. Методологией и методикой исследования послужили идеи и теоретические положения ряда прежде всего зарубежных исследователей феномена эмерджентности, а также философско-методологические парадигмы и положения современной отечественной философской и психолого-педагогической науки. Они определили круг эмпирических и теоретических методов исследования, важнейшими из которых являются сравнительно-исторический, компаративистский, герменевтический и аналитический. Особое внимание уделяется рассмотрению эмерджентности как научного феномена. В современной научной литературе можно найти достаточно дефиниций, точек зрения и теоретических конструкций, отражающих разные подходы к его пониманию и интерпретации. Автор в целом придерживается точки зрения основателей теории, в соответствии с которой эмерджентность - свойство действительности проявляться вовне в различных состояниях, видах и формах. При изучении эмерджентности как феномена автор рассматривает проблему содержания и структуры эмерджентов. В данном контексте уместными представляются актуализация таких категорий, как эмерджент, результант, эмерджентный комплекс, уровень рассмотрения, распространяющийся признак, а также выявление особенности взаимосоотнесения эмерджентов и результантов, определение оснований и подходов к формированию эмерджентов. В процессе изучения проблем, связанных с формированием эмерджентов, автор обращается к работам американского исследователя K. Baily, использовавшего морфологический подход к формированию эмерджентных матриц, по-своему обозначавшего проблему выведения структуры и содержания эмерджентов. Автор разделяет выводы Т. Ritchey о некорректности применяемого K. Baily бинарного подхода и согласен с идеей применения в качестве эмерджентообразующих факторов (parameters, по K. Baily) признаков, близких по содержанию к «распространяющимся признакам» С. Александера, под которыми тот имел в виду ряд присущих эмерджентам свойств и качеств. Основываясь на выводах Л. Моргана и С. Александера, автор полагает, что сущность и состав эмерджентов могут проявляться не только на уровнях материя, жизнь, дух, но и в сферах человеческого бытия, в том числе и в психолого-педагогической. Автор отмечает, что основными эмерджентообразующими факторами психолого-педагогического поля являются материальное, внеиндивидуальное (объективное и субъективное), социальное и индивидуально-психическое. В эмерджентах психической сферы, кроме особых образований - результатов воздействия приведенных выше четырех факторов, - могут проявляться имманентные свойства и качества («распространяющиеся признаки»). Результатом исследования явилось уточнение содержания отдельных аспектов и положений понятийной cферы теории эмерджентности, выявление особенностей формирования эмерджентов, которые могут иметь отношение к исследованию явлений психолого-педагогической сферы. Заключение. Результаты исследования феномена эмерджентности, теоретических положений и проблем имеют прямое отношение к определению и формированию состава и содержания эмерджентов психолого-педагогической сферы, могут использоваться при изучении свойственных ей явлений и процессов, касающихся как отдельных индивидов, так и социальных групп, реализации процессов обучения, воспитания и развития личности, а также служить обоснованиями иного - эмерджентного - научно-исследовательского подхода.

DOI: 10.15372/PHE20180213