РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
С.Н. Вахрушева1, Т.В. Машарова2
1Московский государственный юридический университет, 125993, Россия, Москва, ул. Садовая-Кудринская, 9 lab@msalkirov.ru 2Московский городской педагогический университет, 129226, Россия, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4 mtv203@mail.ru
Ключевые слова: самостоятельная работа, самообразование, студенты, учебный процесс, обучение, образование, профессиональная компетентность, self-training, self-teaching, students, educational process, training, education, professional competency
Страницы: 186-196 Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Аннотация
Введение. В статье рассмотрен вопрос о роли самообразования в формировании профессиональной компетентности студентов юридической специальности. Профессиональное обучение предполагает развитие студента как личности, способной моделировать свое поведение в предстоящей профессиональной деятельности. В связи с этим следует отметить профессиональное воспитание, определяемое известными исследователями как самостоятельный социальный процесс, направленный на формирование профессиональных интересов, знаний, моральных принципов и мастерства. Профессиональное воспитание включает элементы обучения, которые относятся к трудовой деятельности. Оно сопровождается формальным, неформальным и информальным образованием. Методология и методика исследования. В настоящее время непрерывное образование выступает средством разностороннего развития личности: формальное, неформальное и информальное образование в течение всей жизни. Задача преподавателя - развить у студентов такие качества, как самоконтроль, самооценка, самоорганизация, планирование, желание заниматься познавательной и исследовательской деятельностью. Авторы статьи подчеркивают, что одним из важнейших методологических оснований современного образовательного процесса является рациональная организация самостоятельной работы студентов, которая нацелена на воспитание у них интереса и стремления к поиску новых знаний из различных информационных источников, на развитие умения самостоятельно их анализировать и творчески применять. Самостоятельная работа позволяет студентам подготовиться к практическим занятиям, поддержать интерес к познавательной деятельности. Также в статье заострено внимание на видах работ, выполняемых в процессе подготовки к самообразовательной деятельности. Перечислим некоторые из них. Результаты исследования. В статье уделено внимание видам работ, выполняемых в процессе подготовки к самообразовательной деятельности. Перечислим некоторые из них. Проектный метод - способ организации самостоятельной деятельности, интегрирующий проблемный подход, воплощение личностно ориентированного обучения, направленного на решение задачи учебного проекта. Проблемный подход позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивать творческий потенциал и умственные способности, без которых развитый интеллект немыслим. Научно-исследовательская работа студентов рассматривается как неотъемлемая часть развития профессиональных компетенций. Студент должен стать активным субъектом своего образования, определять его содержание, а также планировать свою деятельность в направлении пополнения специальных знаний, которыми он будет пользоваться в правоохранительной работе. Отметим также, что актуальными становятся дискуссионные методы работы, позволяющие выявлять необычность сложной природы человеческих поступков, влияющих на ход общественных процессов. Проектная деятельность - один из самых эффективных методов активизации познавательной активности и самостоятельности. Существуют различные типы проектов: исследовательские, творческие, информационные и др., которые могут применяться на всех этапах изучения материала. Заключение. Применение подобных видов работ мотивирует студентов к самостоятельному познанию, что служит источником интеллектуального и личностного развития, качественного усвоения знаний, овладения разными видами учебной деятельности.
DOI: 10.15372/PHE20180215 |