ПРОЦЕССЫ ОТЧУЖДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Т.А. Рубанцова1, Е.А. Крутько2
1Сибирский государственный университет путей сообщения, 630049, Россия, г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 191 rtamara@ngs.ru 2Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, 82 e.a.krutko@mail.ru
Ключевые слова: образование, образовательное пространство, виртуальное образовательное пространство, субъекты образовательного процесса, отчуждение, психологическое отчуждение, обратимое и необратимое отчуждение, education, educational space, virtual educational space, subjects of educational space, alienation, psychological alienation, reversible and irreversible alienation
Страницы: 197-203 Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Аннотация
Введение. Современное образовательное пространство постоянно меняется, внося дестабилизацию как в общественные процессы, так и в образование. Цель статьи - анализ процессов отчуждения в современном образовании, которые затрагивают и субъекта обучения, и субъекта образования и педагогической деятельности. Методология и методика исследования. Опираясь на ряд научных подходов, таких как системный и структурно-функциональный, авторы раскрывают противоречия современного образования, которые приводят к отчужденному восприятию образовательного пространства. При проведении исследования использовались общенаучные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение Результаты исследования. Со стороны субъекта обучения противоречия современного образования выражаются в отчуждении от образовательной деятельности и ее результатов, в отчуждении субъектов обучения друг от друга, а также в отчуждении от управления своим обучением и от ценностей родной культуры. Со стороны субъекта образования и педагогической деятельности наблюдается отчуждение от новых способов и форм работы. Заключение. Авторами утверждается, что процессы отчуждения в современном российском образовании носят объект-субъектный характер, так как, с одной стороны, формирующаяся образовательная среда заключает в себе отчуждение от субъекта образования, а с другой - субъект образования сам не готов к работе с ней.
DOI: 10.15372/PHE20180216 |