МОТИВАЦИОННАЯ ОДАРЕННОСТЬ: ОБОСНОВАНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ
М.С. Аверков1, П.П. Глухов2, А.А. Попов3
1Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 660079, Россия, г. Красноярск, ул. Матросова, 19 2Московский городской педагогический университет, 129226, Россия, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4 3Новосибирский государственный технический университет, 630073, Россия, г. Новосибирск, пр-т. Карла Маркса, 20
Ключевые слова: мотивационная одаренность, индивидуальные образовательные проекты, постнеклассический подход в образовании, образовательная политика выдающихся достижений, motivational giftedness, individual learning projects, post-non-classical approach in education, educational policy outstanding achievements
Страницы: 204-212 Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Аннотация
Введение. Статья посвящена исследованию типа одаренности, который связан с высокими притязаниями относительно целей и результатов деятельности, с готовностью выстраивать свою жизнедеятельность для их достижения, со способностью функционально интегрировать имеющиеся предметные знания и функционализировать когнитивные способности. Ее актуальность обусловлена недостаточной критериальностью существующего подхода к одаренности и, как следствие, его ориентированности на формальные показатели, а не практические достижения. Методология и методика исследования: системно-генетический анализ, интегративная систематизация данных и построение объясняющих динамических моделей. Результаты исследования. Определены основные критерии мотивационной одаренности, а также конкретные параметры, позволяющие отслеживать ее фактические проявления; предложена поэтапная возрастно-сообразная модель педагогического обеспечения развития мотивационной одаренности. Заключение. Мотивационная одаренность может быть представлена как комплексная реализация выдающихся качеств человека, организуемая способностью и готовностью ставить и достигать самостоятельно сформулированных целей, в том числе за счет специального конструирования способов и технологий необходимой деятельности. Введены критериальные основания для выделения различных подходов к определению одаренности, согласно которым мотивационная одаренность может быть выделена в режиме сопоставления и различения с другими типами комплексов выдающихся качеств взрослеющего человека. Подробно охарактеризованы конкретные социально-психологические показатели мотивационной одаренности, описаны оптимальные формы ее поддержки.
DOI: 10.15372/PHE20180217 |