ИЗУЧЕНИЕ МАГИСТРАНТАМИ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА УРАЛА
Н.С. Жданова
Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 455000, Россия, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 38 gdnacerg@mail.ru
Ключевые слова: эстетические и художественные ценности, эстетические взгляды и идеал, декоративно-прикладное искусство Урала, процесс обучения магистров, aesthetic and artistic values, aesthetic views and ideal, decorative and applied arts of the Urals, the process of master's education
Страницы: 213-223 Подраздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Введение. В статье обобщен опыт организации научно-исследовательской работы магистрантов по изучению региональных объектов декоративно-прикладного искусства и художественных ремесел Урала. По мнению автора, при написании магистерских работ по декоративно-прикладному искусству студенты наряду со знаниями постигают ценности регионального искусства. Важность таких исследований состоит еще и в том, что магистры изучают малоописанные изделия из местных краеведческих музеев, обладающие большой эстетической ценностью. Урал, начиная с XVIII в., был одним из самых развитых районов Российской империи, что выражалось не только в техническом производстве, но и в формировании художественной школы, которая проявилась в том числе и в декоративно-прикладном искусстве. В начале ХХ в. она вышла на мировой уровень. Это стало возможным благодаря глубоким образовательным традициям, которые охватывали большие слои населения Урала. Раннее появление художественной промышленности наполнило регион большим количеством объектов высокого художественного уровня, которые сегодня хранятся в многочисленных музеях и частных коллекциях. Методология и методика исследования. В основе обучения магистрантов декоративно-прикладного искусства лежит компетентностный подход, который определяет не только объем их знаний и умений, но и качества личности, в нашем случае это качества исследователя-искусствоведа. Результаты исследования. Выделены основные компоненты, позволяющие формировать у магистрантов умение определять эстетические ценности региональных объектов декоративно-прикладного искусства - эстетические взгляды, идеалы и вкус. Каждый компонент имеет определенную самостоятельность и формируется в разные возрастные периоды, у взрослого человека они действуют взаимосвязано и одновременно. Магистранты в своем исследовании должны осуществить эстетическую оценку региональных объектов декоративно-прикладного искусства. Личное эстетическое восприятие объекта является первичной точкой формирования эстетических и художественных ценностей. Целенаправленное и последовательное обучение магистрантов способствует формированию у них эстетических взглядов, которые позволяют объективно оценивать выявленные эстетические ценности для нынешнего поколения людей. Заключение. Автор подчеркивает, что поиск и описание малоизученных объектов регионального искусства - актуальная задача научных исследований будущих магистров. Сохраненные художественные традиции являются источником для создания новых объектов декоративно-прикладного искусства. Главное же - сформированное умение магистрантов правильно оценивать произведения искусств - остается на всю оставшуюся жизнь.
DOI: 10.15372/PHE20180218 |