ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МАГИСТРАНТОВ ДИЗАЙНА
А.В. Екатеринушкина
Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 455000, Россия, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 38 savsof@mail.ru
Ключевые слова: проектная деятельность, проект, профессиональная компетенция, компетентностный подход, квазипрофессиональная модель, project activity, project, professional competence, competence approach, quasi-professional model
Страницы: 224-233 Подраздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Введение. В статье рассматривается вопрос о формировании профессиональных компетенций будущих магистров дизайна посредством проектной деятельности в контексте двухуровневого образования. Обосновывается актуальность перехода высшего образования России на двухуровневую систему бакалавриата и магистратуры, в результате которой происходит реорганизация и модернизация профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов всех областей. Определены понятия «компетенция» и «компетентность» как обязательные компоненты образовательной программы. Выявлены проблемы соотнесения сформированности комплекса компетенций на обеих ступенях подготовки будущих дизайнеров. Методология и методы исследования. Методологическую основу составил компетентностный подход в профессиональной подготовке дизайнеров посредством проектной деятельности в рамках двухуровневой системы образования. Реализация этого подхода осуществляется поэтапно на каждой из ступеней, где проектирование выступает одним из основных средств формирования профессиональных компетенций студентов. Результаты исследования. Описана модель проектной деятельности в двухуровневой системе подготовки дизайнеров. В данной модели рассматриваются различия проектной деятельности по трем компонентам: научному, проектному и результативному. Обосновывается необходимость изменения специфики проектирования в магистратуре по сравнению с бакалавриатом. Заключение. Обучение проектированию по разработанной модели приводит к осмыслению значимости учения, личностной мотивации и активности студентов, обеспечивая высокий уровень сформированности профессиональных компетенций. Это позволяет на ступени магистратуры наиболее полно воссоздать профессиограмму дизайнера высшей категории.
DOI: 10.15372/PHE20180219 |