МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУРБУЛЕНТНЫХ СОВОКУПНОСТЕЙ
М.А. Алексеев, С.А. Дудин, П.Н. Лихутин
Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», Ул. Каменская, 56, Новосибирск, Россия, 630099 Alekseev.Mikhail@yahoo.com
Ключевые слова: методология, совокупностная (кейсовая) модель, полисубъектная среда, хаос, теоретические выборки, турбулентные совокупности, кавитационный след, methodology, total (case) data model, polysubjective environment, chaos, theoretical samples, turbulent samples, cavitational trace
Страницы: 106-121 Подраздел: СТАТИСТИКА И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
Аннотация
Выявление фундаментальных закономерностей, объясняющих финансово-экономические явления в информационном пространстве, затруднено вследствие того, что реальные совокупности обладают свойствами турбулентности, порождаемыми информационной рефлексией хаотичной полисубъектной среды. Указанное свойство требует выдвижения подходов к решению методологической проблемы соотношения индуктивных эмпирических и дедуктивных логических методов научного познания. В статье рассматривается развитие методологии исследования социально-экономических систем в контексте анализа взаимной согласованности теоретических положений и результатов практических исследований генеральных совокупностей, обладающих свойством принципиальной неустойчивости, что порождает проблематику формирования обучающих исследовательских выборок, с учетом хаотичности, пертурбационных сдвигов и турбулентности постоянно изменяющейся полисубъектной среды. Цель исследования - формирование методологии, позволяющей приблизиться к распространению результатов изучения обучающих теоретических выборок на генеральные совокупности, посредством введения такого понятия, как изучение кавитационного следа турбулентных совокупностей в информационном пространстве, на основе совокупностного, качественного подхода. Используемые в анализе подходы к построению теоретических обучающих выборок основаны на концентрации информационных представлений об объектах, позволяющих выявить их скрытые свойства и получить некоторый исследовательский вывод. Обосновывается правомерность применения методологического подхода к решению задачи обучения на основе совокупностной (кейсовой) модели данных в противопоставление «классической» вероятностной модели данных.
|