ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ УСПЕВАЕМОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Е.С. Шмарихина
Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», Ул. Каменская, 56, Новосибирск, Россия, 630099 e.s.shmarihina@edu.nsuem.ru
Ключевые слова: выборочное обследование, обучающиеся, преподаватели, успеваемость, факторы, sampling observation, students, teachers, academic performance, factors
Страницы: 130-143 Подраздел: СТАТИСТИКА И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
Аннотация
В статье обсуждается возможность определения факторов, влияющих на успеваемость, с целью управления ими в процессе обучения студентов вуза. Факторы разбиваются на две группы: внутренние, определяемые личностью студента, и внешние, установленные средой, в которой он находится. Априори теоретическим анализом намечается 27 факторов. Для сбора статистической информации об обучающихся в НГУЭУ организовано выборочное обследование: разработаны теоретические вопросы, схема построения выборки, инструментарий; проведен опрос. По собранным статистическим данным изучается бюджет времени студента, рассчитываются средние затраты времени на учебу в будний и выходной дни в зависимости от пола, курса, основы, направления обучения и среднего балла за последнюю сессию. Дается характеристика успеваемости по разработанной шкале по курсам обучения, также она оценивается по среднему баллу за последнюю сессию, и прослеживается ее динамика за период обучения студентов. С помощью -критерия Пирсона выявляются значимые факторы, влияющие на успеваемость, в целом и по курсам обучения, и на основе значения коэффициента взаимной сопряженности Крамера оценивается теснота взаимосвязи между ними. Факторный анализ позволяет по значениям нагрузки отобрать главные факторы. Данные обработаны с помощью пакета прикладных программ «STATISTICA 10».
|