ИДЕНТИЧНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: РЕТРОСПЕКТИВА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ
В.В. Петров1,2
1Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия v.v.p@ngs.ru 2Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Новосибирск, Россия
Ключевые слова: информационное общество, общество знания, образовательная политика, образование, наука, университетские системы, information society, knowledge society, educational policy, education, science, university systems
Страницы: 5-19
Аннотация
Введение. В период перехода от индустриальной к информационной траектории развития российская высшая школа столкнулась с серьезным кризисом: с одной стороны, под влиянием внешних факторов в отечественную систему образования внедряются подходы, технологии и практики, которые хорошо зарекомендовали себя в ведущих университетах мира, а с другой стороны, «качественного» прорыва в отечественном образовании пока не происходит. Цель работы - выявить причины, сдерживающие повышение репутации отечественных вузов на мировом образовательном рынке в условиях информационного общества и формирующегося общества знания. Методология и методика исследования. Для достижения обозначенной цели проведен философский анализ специфики развития отечественной образовательной системы. Метод философской концептуализации позволил представить новый уровень анализа развития образования и преодолеть разрозненность подходов к его исследованию. Социокультурный и культурфилософский подходы, применяемые в работе, дали возможность обобщить ценностный характер полученных теоретических материалов. Результаты исследования. Обосновано, что развитие образования в рамках советской модели серьезно ограничивалось индустриализационным подходом, который не отвечал требованиям информационного общества и формирующегося общества знания, что, в конечном итоге, привело к кризису системы. Обозначены сильные и слабые стороны отечественного образования, которые сформировались исторически и определяют идентичность российской образовательной системы; выявлены положительные элементы предыдущего опыта развития отечественной образовательной системы, которые могут эффективно использоваться в условиях информационного общества и формирующегося общества знания. Заключение. Сделан вывод о том, что, если окажется возможной вдумчивая адаптация лучшего отечественного опыта развития университетских систем, удачно реализованная на базе отдельных университетов, к современным социокультурным условиям, это может способствовать интенсивному развитию системы образования в соответствии с требованиями информационного общества и формирующегося общества знания и, как следствие, повышению репутации отечественных университетов на мировом образовательном рынке.
DOI: 10.15372/PHE20190201 |