ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ: ПРОБЛЕМЫ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ СОРАЗМЕРНОСТИ
М.Н. Дудина
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия mndudina@yandex.ru
Ключевые слова: феномен неопределенности, антропологический принцип, антропологическая соразмерность, антропологическая несоразмерность, ценностные ориентации, ассертивность, избирательность, В«забота о себеВ», uncertainty phenomenon, anthropological principle, anthropological proportionality, anthropological disparity, education, personality, values, assertiveness, selectivity, В«taking care of oneselfВ»
Страницы: 20-35
Аннотация
Введение. Целью статьи является актуализация антропологического принципа личностно-ориентированной модели образования в условиях неопределенности. Цифровая цивилизация, стремительное распространение информационных технологий, радикально меняющих жизненное и образовательное пространство, увеличивают масштаб и глубину неопределенности настоящего и будущего. В результате возникает потребность в обосновании актуальности исследования смысложизненных ценностей в условиях неопределенности как необходимости практики «заботы о себе» в измерениях антропологической соразмерности/несоразмерности. Методология и методика исследования. Обзор философской, социологической, психологической и педагогической литературы ориентирует на анализ сущности цифровой цивилизации, связанной с развитием «умного производства» (smart manufacturing), которой должно соответствовать образование (smart education). Результаты проведенного исследования являются актуализацией антропологического принципа в условиях неопределенности, интерпретацией понятий «антропологическая соразмерность» и «антропологическая несоразмерность» в образовании, реализующем личностно-ориентированную модель, что и обусловило использование философско-методологической базы для применения методик, позволяющих выявлять потенциал и риски личностного развития студентов в условиях неопределенности, корреляцию смысложизненных и ценностных ориентаций, уверенности в себе, «заботы о себе» и др. Результаты исследования. В обществе, ориентированном на самоактуализацию, самопроектирование и самореализацию в условиях свободы и ответственности, нарастает враждебность, агрессивность, абсурд существования, потеря смысла жизни, «психический мораторий» (Г. Марсель, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю, В. Франкл, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Эриксон, Л. Колберг, Ю. Хабермас). Подобное экзистенциальное измерение продуктивно в практике «заботы о себе», субъектности, рефлексии знаний о себе, механизмах заботы о себе, корреляции с заботой о других (Платон, М. Фуко, С. С. Хоружий, Г. И. Петрова и др.). Проведенный анализ данных теоретических положений обусловил эмпирическое исследование студентов университета, которое включило блок методик, позволяющих выявить корреляцию смысложизненных ценностных ориентаций, основанных на антропологической соразмерности «уверенности в себе» и «заботы о себе» и др. Заключение. Предлагаемые автором критерии и показатели имеют теоретическое и практическое значение для образования, могут быть адаптированы к его разным уровням в целях, содержании и технологиях, способствующих успешному развитию личности. Благодаря компетентному пониманию антропологической соразмерности/несоразмерности внешних и внутренних факторов ситуации неопределенности, свободы выбора себя и ответственности можно по-новому интерпретировать понятия «культура полезности» и «культура достоинства».
DOI: 10.15372/PHE20190202 |