СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ, ВЛАСТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ СМЕНЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПАРАДИГМЫ
О.Э. Пучков
Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия opop505@gmail.com
Ключевые слова: образовательная система, власть, управленческие механизмы, властная структура, социальный институт, система управления, educational system, power, management mechanisms, power structure, social institute, management system
Страницы: 52-68
Аннотация
Введение. В статье исследуется власть как определенная система управленческих механизмов, которая приобретает новые черты в переломные периоды истории. Кардинальная смена социокультурной парадигмы принципиальным образом отражается и на образовании. В статье показано, что в современном образовании появляются особенности, которые обусловлены глобальными тенденциями. Многие характерные для образовательной системы особенности в условиях глобализации приобретают универсальный характер. Автор рассматривает власть как базис любой социальной системы, представление о которой формируется уже в школе. В статье также анализируются особенности властных структур, которые максимально проявляются на уровне взаимоотношений между государством и обществом. Образовательная система аккумулирует в себе многие черты традиционной власти в России, однако в современном мире наблюдается трансформация основных социальных структур. Для формирования у подрастающего поколения гармоничного мировоззрения большое значение имеет деятельность представителей власти. В частности, характерные для классического образования субъект-объектные отношения в образовательном процессе все чаще приобретают характер субъект-субъектных. Методология и методика исследования. Методологическим базисом статьи являются общенаучные подходы, связанные с особенностями образования как социального института. Кроме того, максимально используются ведущие методы, которые применяются для познания социальных процессов. К примеру, благодаря сравнительно-историческому методу появилась возможность выделить тенденции, характеризующие современную социальную действительность. Он позволяет сравнивать ситуацию, сложившуюся в образовательной системе, с другими общественными процессами. Автор статьи показывает пределы использования зарубежного опыта при проведении социальных реформ. Применение совокупности указанных методов, а также использование философско-теоретического базиса позволило достигнуть цели, заявленной в статье. Результаты исследования. Реальное снижение уровня социальной напряженности в обществе во многом обусловлено несовершенством управленческих механизмов, отстающих от требований времени. В образовательной системе подобные проблемы могут спровоцировать новые кризисные явления, проявление последствий которых возможно в будущем. В статье показано, что приоритетной становится проблема, связанная с эффективным контролем за действиями власти. Большое значение также приобретают различные пути совершенствования властных механизмов на базе исторических традиций. По мнению автора, оптимизация властных структур во многом обусловлена формированием глобально-регионального мира, основа которого закладывается на уровне образовательной системы. Сложившиеся в обществе традиции позволяют создавать оптимальные властные структуры, которые в полной мере проявляются в образовательной сфере конкретного региона. В частности, фактически упраздняется разница между субъектами и объектами образовательной деятельности. На базе анализа различных концепций автор приходит к выводу, что социальные трансформации требуют новых управленческих подходов к образовательному процессу. Заключение. Система власти в любой стране тесным образом связана с образовательной системой, что актуализирует необходимость изучения мирового управленческого опыта. Тем не менее оптимизация системы управления и образования в эпоху смены социокультурной парадигмы предполагает учет исторических традиций конкретного общества. Именно поэтому в ближайшем будущем будет закономерно возрастать роль гуманитарного образования в процессе выработки новой концепции власти и образования.
DOI: 10.15372/PHE20190204 |