МОДЕРНИЗАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ КАЗАХСТАНА: СОВРЕМЕННЫЕ КОНТЕКСТЫ ПРОБЛЕМЫ
Г.А. Алпыспаева, К.Ж. Нурмуханова, Ш.К. Оспанова
Казахский агротехнический университет им. Сакена Сейфуллина, Астана, Казахстан galpyspaeva@mail.ru
Ключевые слова: Казахстан, модернизация высшего образования, миссия университетов, типологизация университетов, интеграция образования, глобальное образовательное пространство, Kazakhstan, modernization of higher education, mission of universities, typology of universities, integration of education, global educational space
Страницы: 81-99
Аннотация
Введение. В статье рассматривается проблема модернизации казахстанских университетов в условиях реформирования высшего образования страны в контексте концепции вторичной модернизации. Цели работы - выявить и обобщить основные направления и проблемные точки в модернизации университетов страны, обосновать изменение миссий, форм и содержание деятельности университетов. Методология и методика исследования. В методологической части исследование опирается на концептуальные положения западных теоретиков высшего образования (З. Бауман, М. Кастельс, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Х. Ортега-и-Гассет), в работах которых представлены теоретические проблемы эволюции университетов в условиях изменения парадигмы общественного развития. Методология исследования основана на общенаучных методах системного анализа национальных нормативных документов в области высшего образования, сайтов ведущих казахстанских университетов, а также методах сравнения и обобщения зарубежных исследований по проблемам модернизации университетов. Результаты исследования. Выявлены и охарактеризованы основные тенденции в модернизации университетов Казахстана, показаны особенности процессов трансформации классических университетов в исследовательские и предпринимательские, механизмы и сложности международной интеграции. Отмечается сохранение государственного контроля в системе национального высшего образования, выступающего сдерживающим фактором модернизации университетов. Отмечается также изменение организационной структуры и академического менеджмента в университетах в направлении развития университетской демократии. Обосновывается вывод о необходимости и практической значимости реализации социальной функции казахстанскими университетами, которые еще не стали в полной мере социальным институтом общества, каковым они являются на Западе. Заключение. Автор резюмирует, что модернизация университетов страны происходит в соответствии с принципами Болонского процесса и демонстрирует стремление университетов интегрироваться в глобальное образовательное пространство. Представлено обобщение выявленных основных направлений и проблемных точек в модернизационной деятельности университетов Казахстана.
DOI: 10.15372/PHE20190206 |