ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Г.А. Касатова, Т.А. Аверьянова, Ю.С. Седова
Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия gal-kasatova@yandex.ru
Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональная компетентность бакалавров, художественная обработка камня, практические занятия, педагогические условия, формирование профессиональной компетентности, competence-based approach, professional competence of bachelors, artistic stone processing, practical classes, pedagogical conditions, the formation of professional competence
Страницы: 138-148
Аннотация
Введение. Анализ действующих обучающих программ и профессиональных характеристик бакалавров, а также учет требований к работнику на производстве позволяет сделать вывод о том, что существует ряд противоречий: между мотивами получения профессиональной подготовки и отсутствием стремления к дальнейшему самообразованию; между качеством полученной профессиональной подготовки и требованиями, предъявляемыми к выпускнику на производстве; между многокомпонентной структурой профессиональной компетентности и недостаточной разработанностью педагогических технологий формирования профессиональной компетентности. Актуальность представленного исследования состоит в изучении педагогических условий формирования профессиональной компетентности студентов вуза на практических занятиях по художественной обработке камня. Методология и методика исследования. Анализ исследований в области формирования профессиональной компетентности показал всю многогранность и неоднозначность этого понятия. Методологическую основу исследования составили компетентностный подход, который рассматривает профессиональную компетентность как значимую характеристику выпускника вуза; деятельностный подход, ориентирующий на формирование профессиональной компетентности в деятельности; личностно-ориентированный подход, рассматривающий обучающегося как субъекта образовательной деятельности. Теоретическими основами исследования являются труды, в которых уточняется сущность понятия «профессиональная компетенция», основанная на творческой деятельности, субъект-субъектном взаимодействии и целостном социально-профессиональном становлении личности обучающегося. Методика анализа результатов процесса формирования профессиональной компетентности студентов включает тестовые задания, опрос, наблюдение и экспертную оценку результатов творческой деятельности. Результаты исследования. В основу исследования была положена следующая гипотеза: формирование профессиональной компетентности студентов вуза будет результативным, если обоснованы, разработаны и реализованы в единстве педагогические условия: активизация мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности через расширение содержания практических заданий; вовлечение студентов в профессионально-творческую деятельность; рефлексия творческой деятельности студентов. Заключение. Процесс изучения уровня сформированности профессиональной компетентности у бакалавров происходит при оценке мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и рефлексивно-оценочного компонентов. Вместе с тем развитие личности в профессиональном плане происходит наряду с формированием профессиональных компетенций, являющихся органичной частью общих компетенций, которые предполагают готовность личности к выполнению профессиональной деятельности в различных ее видах.
DOI: 10.15372/PHE20190210 |