ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
А.Ю. Приходько
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия toni.prikhodko.10@mail.ru
Ключевые слова: модель здорового образа жизни, здоровье, модель рациональной жизнедеятельности, мотивация на здоровье, model of a healthy lifestyle, health, model of rational life activity, motivation for health
Страницы: 149-160
Аннотация
Введение. В статье рассмотрены способ формирования модели здорового образа жизни, ее апробирование на уроках физической культуры у старшеклассников, для которых важно иметь представление не только о рациональном образе жизни, но и деятельностном преодолении психофизиологических проблем собственной инертности. Методология и методика исследования. В ходе анализа научной литературы и обсуждения опыта сотрудников кафедры физвоспитания Новосибирского государственного педагогического университета были сформулированы наиболее точные определения следующих понятий: «здоровье» как процесса поддержания своего гомеостаза в условиях адаптации к различным факторам внешней среды, физическим, психическим и интеллектуальным нагрузкам; «здоровый образ жизни» как рациональный способ жизнедеятельности, нацеленный на сохранение и укрепление здоровья. Дана интерпретация результатов исследования и эксперимента. Исследование было основано на методологии диалектического материализма и прагматизма в образовании, также применялись общенаучные методы сравнения (анализа и синтеза); в рамках теоретического курса был проведен педагогический эксперимент. Результаты исследования. Осуществлен анализ отечественной литературы по вопросам укрепления здоровья и разработаны в соответствии с целеполаганием определения понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни». Исходя из понимания, что здоровье современных старшеклассников становится хуже (этот факт подтверждается данными Минздрава РФ), автор критически оценивает существующие образовательные программы по физической культуре и считает необходимым формировать знания школьника о модели рациональной жизнедеятельности, нацеленной на сохранение и укрепление здоровья. В ходе исследования площадкой для формирования знаний о модели здорового образа жизни стал каждый третий урок физической культуры, который был адаптирован в форме теоретико-образовательного блока. Заключение. На основании разработанных теоретико-методологических блоков работы со старшеклассниками и результатов деятельности экспериментальной площадки по формированию основ здорового образа жизни, автор пришел к выводу, что результативность организации и проведения различных форм физической культуры во многом зависит от качественного состояния учебно-физкультурной базы, высокого профессионализма педагогов и степени готовности учащихся вести здоровый образ жизни.
DOI: 10.15372/PHE20190211 |