СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
С.А. Прокопенко
Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск, Росси sibgp@mail.ru
Ключевые слова: диссертация, идея, представление, смысл, сущность, знание, содержание, форма, структура, связь, значение, диссертант, квалификация, dissertation, idea, presentation, meaning, essence, knowledge, content, form, structure, communication, significance, candidate for a degree, qualification
Страницы: 186-206
Аннотация
Введение. Проблема повышения качества диссертаций и подготовки квалифицированных ученых не теряет своей актуальности. Анализ имеющихся научно-методических разработок по проведению диссертационных исследований показал противоречие между необходимостью существенного повышения качества диссертаций и слабой разработанностью сущности диссертации как особого научно-квалификационного продукта. Нынешняя теория диссертоведения нуждается в дальнейшей разработке. Предметом исследования в нашей статье выступает идея понятия «диссертация». Методология и методика исследования. При подготовке статьи были использованы системный и диалектический подходы, анализ и обобщение научных работ и методических пособий по методике подготовки диссертаций, структуре диссертационного материала, порядку оформления получаемых результатов. Выявление идеи диссертации проведено путем обобщения имеющихся определений понятия с последующим применением метода А. Шопенгауэра. Разработка структуры диссертации основывалась на методах структурно-функционального, системного и логического анализа. Результаты исследования. В процессе выполнения исследования была раскрыта и представлена схематически идея диссертации как логика выявления, выражения и воплощения нового представления в научное знание для улучшения действительности. Описаны три этапа проявления идейной логики. Показано, что идея диссертации оформляется особой структурой линейно-матричного типа. Первый блок ее элементов и связей выполняет функцию целеполагания, второй - функцию целедостижения. Структура обеспечивает построение научной системы по решению актуальной проблемы. Установлена связь структурных элементов диссертации с формируемыми профессиональными качествами ученого. Заключение. Вскрытые идея и структура диссертации объясняют ее особую научную ценность (новизна, обоснованность, достоверность, системность), большую общественную значимость (решение научной проблемы, подготовка ученого) и многовековую живучесть этого интеллектуального продукта. Соблюдение разработанной структуры обеспечивает диссертационному исследованию системный характер. Овладение методологией диссертационного исследования, личное прохождение всех его этапов, создание и защита диссертации ведут к освоению диссертантом духовных и практических навыков действенного выполнения функции ученого в обществе.
DOI: 10.15372/PHE20190214 |