Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.137.181.69
    [SESS_TIME] => 1732356213
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => b358d90fed58cb5e1c43efb752543727
    [UNIQUE_KEY] => d85bc4b68daaf80979389ba0faa26fb8
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2019 год, номер 2

СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

С.А. Прокопенко
Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск, Росси
sibgp@mail.ru
Ключевые слова: диссертация, идея, представление, смысл, сущность, знание, содержание, форма, структура, связь, значение, диссертант, квалификация, dissertation, idea, presentation, meaning, essence, knowledge, content, form, structure, communication, significance, candidate for a degree, qualification
Страницы: 186-206

Аннотация

Введение. Проблема повышения качества диссертаций и подготовки квалифицированных ученых не теряет своей актуальности. Анализ имеющихся научно-методических разработок по проведению диссертационных исследований показал противоречие между необходимостью существенного повышения качества диссертаций и слабой разработанностью сущности диссертации как особого научно-квалификационного продукта. Нынешняя теория диссертоведения нуждается в дальнейшей разработке. Предметом исследования в нашей статье выступает идея понятия «диссертация». Методология и методика исследования. При подготовке статьи были использованы системный и диалектический подходы, анализ и обобщение научных работ и методических пособий по методике подготовки диссертаций, структуре диссертационного материала, порядку оформления получаемых результатов. Выявление идеи диссертации проведено путем обобщения имеющихся определений понятия с последующим применением метода А. Шопенгауэра. Разработка структуры диссертации основывалась на методах структурно-функционального, системного и логического анализа. Результаты исследования. В процессе выполнения исследования была раскрыта и представлена схематически идея диссертации как логика выявления, выражения и воплощения нового представления в научное знание для улучшения действительности. Описаны три этапа проявления идейной логики. Показано, что идея диссертации оформляется особой структурой линейно-матричного типа. Первый блок ее элементов и связей выполняет функцию целеполагания, второй - функцию целедостижения. Структура обеспечивает построение научной системы по решению актуальной проблемы. Установлена связь структурных элементов диссертации с формируемыми профессиональными качествами ученого. Заключение. Вскрытые идея и структура диссертации объясняют ее особую научную ценность (новизна, обоснованность, достоверность, системность), большую общественную значимость (решение научной проблемы, подготовка ученого) и многовековую живучесть этого интеллектуального продукта. Соблюдение разработанной структуры обеспечивает диссертационному исследованию системный характер. Овладение методологией диссертационного исследования, личное прохождение всех его этапов, создание и защита диссертации ведут к освоению диссертантом духовных и практических навыков действенного выполнения функции ученого в обществе.

DOI: 10.15372/PHE20190214