КОНСТИТУЦИОННЫЙ ТРАДИЦИОНАЛИЗМ И АНТИТРАДИЦИОНАЛИЗМ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА И ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
М.Н. Кокина
Алтайский государственный медицинский университет Минздрава России, Барнаул, Россия Kokina_MN@mail.ru
Ключевые слова: конституционализм, правовая и конституционная традиция, правовая и конституционная культура, традиционализм и антитрадиционализм, конституционный традиционализм, конституционный антитрадиционализм, мера конституционно-правовых заимствований, правовое образование, constitutionalism, legal and constitutional tradition and culture, traditionalism and anti-traditionalism, constitutional traditionalism and constitutional anti-traditionalism, measure of constitutional and legal borrowing, legal education
Страницы: 85-100
Аннотация
Введение. В эпоху глобализации происходит все более тесное взаимодействие культур человечества, в том числе конституционно-правовых культур разных стран. Возникший в ХХ в. конституционализм как теоретико-методологическое и социально-культурное знание о формировании, развитии, а также о современных формах конституционного строя, конституционного права в разных государствах рассматривает современную актуальную проблему специфики конституционализма в разных социально-правовых культурах. Исследователи в этой области определяют специфику конституционного строя, конституционного права и конституционализма разных стран и культур, в том числе западной и российской. Из вывода о наличии социально-культурных и культурно-правовых особенностей конституционализма возникает проблема его исследования с позиций традиционализма и антитрадиционализма, что стало предметом настоящей статьи. Методология и методы исследования. Диалектическая методология, системный подход, аксиологический подход, методы взаимосвязи исторического и логического, индукции и дедукции, компаративистики в конституционном праве и философии образования. Результаты исследования. Предложен комплексный подход к исследованию конституционализма на основе системно-диалектического рассмотрения западной и российской конституционно-правовых культур в философии и правовом образовании. Основу рассмотрения составил гносеологический анализ проблемы с применением диалектической пары категорий «традиционализм - антитрадиционализм». Предложено авторское определение традиционализма и антитрадиционализма применительно к вопросам современного конституционализма. Использование аксиологического и компаративистского подходов позволило выявить различие содержания и сущности конституционного традиционализма и конституционного антитрадиционализма в разных конституционно-правовых культурах. Поставлен вопрос меры инокультурных заимствований в процессах глобальных преобразований конституционализма разных стран, в том числе российского. Обосновано, что получаемые новационные знания следует включать в соответствующие учебные дисциплины профессионального правового образования. Заключение. В XXI в. в эпоху глобализации, в условиях нарастающих неоднозначных взаимодействий конституционно-правовой реальности разных стран большое гносеологическое, аксиологическое, праксиологическое и педагогическое значение приобретает изучение правовых и конституционных культур, конституционализма с позиций парных категорий традиционализма и антитрадиционализма. Основные научно-философские выводы следует включать в соответствующие программы правового образования в процессе его модернизации.
DOI: 10.15372/PHE20190306 |