ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ МЕТОДОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ ПУТЕМ ВЫХОДА ИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ТЕХНОГЕННОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПАРАДИГМЫ
С.А. Новосадов
Обнинский институт атомной энергетики, Наро-Фоминск, Россия ser-novosadov@yandex.ru
Ключевые слова: система образования, методология, человек, социум, процесс, кризис, культура, педагогика, развитие, перспектива, education system, methodology, person, society, process, crisis, culture, pedagogy, development, perspective
Страницы: 5-24
Аннотация
Введение. Сейчас большинством стран мира и в частности Россией принята Болонская система высшего образования, которая, по нашему мнению, ведет систему образования к педагогическому и образовательному кризисам и не может отвечать на вызовы современности и ближайшего стратегического будущего. В связи с этим нарастает давление как внутренних (культурных, социально-экономических), так и внешних (международных, политических, глобальных) системных факторов, негативно влияющих на развитие общества и положение страны в международном и глобальном пространстве. Эта проблема в системе образования обусловливает необходимость выявления новых методологических направлений и моделей образовательного процесса, которые должны вывести страну на траекторию бескризисного развития. Для этого в рамках заявленной темы была сформулирована цель и определены основные задачи исследования. Методология и методика исследования. Исследование заявленной темы осуществлялось на основе образовательно-аксиологической методологии с применением историко-хронологического, системного и процессного подходов с упором на интуитивно-рассудочный, абстрактный и практико-опытный анализ. Предложенные новые понятия и определения могут представлять интерес для дальнейшего философского осмысления, развития образовательной системы в России. Результаты исследования. Полученные результаты проведенного комплексного анализа показывают ущербность дальнейшего развития существующей образовательной системы, которая сказывается на общем образовательном, а главное - на нравственно-этическом и культурном поведении как управленческой «элиты», так и большей части общества. Дается главная установка для решения обозначенной проблемы - формирование индивида с человеческим строем психики. По сути, речь идет о человеке, живущем по диктатуре совести, реализующем генетически заложенные возможности и творческий потенциал, применяя силу воли. Без этого предлагаемая система нежизнеспособна. Более того, делается вывод об утрате философией, педагогикой, социологией и в частности философией образования своей основной функции - прогностическо-познавательной. Заключение. Выход из образовательного кризиса предполагает изменение траектории развития методологии образования. Для этого в рамках заявленной темы рассматриваются два основных этапа перехода, которые будут основой для плана развития (дорожной карты) образовательной системы в тактической и стратегической перспективе. С целью практического осуществления мероприятий на первом этапе преобразований предложена схема условно перспективной системы образования России. В работе обозначены лишь контуры и направления образовательного процесса, которые, по нашему мнению, приведут к созданию общества, способного решить существующие системные кризисы и проблемы.
DOI: 10.15372/PHE20200101 |