МОДЕЛЬ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА И(ИЛИ) СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ?
М.А. Абрамова
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия marika24@yandex.ru
Ключевые слова: международные сравнительные исследования, качество образования, стандарты обучения, рейтинг, национальная система образования, модель, international comparative studies, quality of education, training standards, rating, national education system, model
Страницы: 25-37
Аннотация
Введение. Поставлена проблема рефлексии цели и задач управления образовательным процессом в России на примере принятия и использования рейтингов международных исследований стран в области образования. Методология и методика исследования. Анализ проводится на основе междисциплинарного подхода, использующего качественную и количественную методологию исследования, а также системного подхода, обеспечивающего возможности проведения анализа предмета исследования как целостной развивающейся структуры, встроенной в другие системно-структурные образования. Под системой оценки качества в сфере образования мы понимаем набор инструментов, с помощью которого регулируется институциональное поведение участников образовательного процесса (школ, вузов) для достижения результата. Результаты исследования. Опираясь на проведенный ранее анализ критериев оценки качества высшего образования и внедрения программ по цифровизации, автор фокусирует внимание на использовании методик исследования общего образования и создании в России единой системы оценки качества образования (ЕСОКО). Сопоставляя цели государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» с показателями PISA, определяющей уровень функциональной грамотности подростков, автор приходит к выводу, что, несмотря на очевидную пользу проведения межстрановых исследований, в государственной программе не сформировано вѝдение собственного понимания целей и задач развития. Заключение. Подмена качественного описания результатов обучения количественными параметрами оценки при помощи международных рейтингов способствует нивелированию ценности опыта российской системы образования и, более того, не создает условий для сохранения и развития Россией своего культурного потенциала. Выявленные нарушения в логике и процедуре оценки влияния всех этапов построения образовательного процесса, начиная с определения цели, актуализируют необходимость введения нового параметра - оценки управленческого воздействия, обеспечившего или не обеспечившего гармоничное развитие системы образования.
DOI: 10.15372/PHE20200102 |