ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНАЯ СТРАТЕГИЯ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ И ОБРАЗОВАНИИ
О.В. Шимельфениг
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Саратов, Россия shim.ov@mail.ru
Ключевые слова: парадигма, трансдисциплинарность, сюжетно-игровая картина мира, творчество, активные формы обучения, парадигма, трансдисциплинарность, сюжетно-игровая картина мира, творчество, активные формы обучения, paradigm, transdisciplinarity, plot-game picture of the world, creativity, active forms of learning
Страницы: 54-67
Аннотация
Введение. В связи с нарастающими проявлениями системного кризиса цивилизации: мировоззренческого, экологического, социально-экономического - возникает острая необходимость в целостной духовно-психофизической картине мира, основанной на трансдисциплинарной интеграции гуманитарных наук и естествознания и разработке комплексов взаимосвязанных учебных программ. Данная работа является вариантом ответа на этот вызов времени. Методология и методика исследования основаны на анализе тенденций в культуре на «омашинивание» окружающей среды и самого человека; опираются на картину мира древних культур, прежде всего, на концепцию реальности как Космической Игры, на современные философские и научные исследования, методологию и практику применения инновационных и деловых игр, конфликтологию, управленческие технологии. Результаты исследования. Показано, что в концептуальной области сюжетно-игровая модель реальности обобщает системный подход, избавляя его от опасного крена в сторону объективизма и однобокого материализма; обнажает неочевидный процесс формирования нашей общей совместной жизни через взаимодействие индивидуальных восприятий, чувств, мыслей и поступков каждого участника вселенской драмы, в то время как традиционная объективистская картина мира обычно создает иллюзию якобы «независимости» человека и целостного универсума, сводящегося к механическим «закономерностям», что провоцирует безответственность на всех уровнях социума. Как одна из практических реализаций представленного автором мировоззрения приводится краткое описание со ссылками на основные источники цикла из пяти дисциплин: 1) «Концепции современного естествознания»; 2) «Модели поведения»; 3) «Конфликтология и менеджмент»; 4) «Теория катастроф»; 5) «Правовые и управленческие аспекты качества». Заключение. Предложенный комплекс дисциплин, сформированный на основе сюжетно-игровой парадигмы, может послужить, прежде всего, в сфере образования прецедентом для дальнейшей деятельности, направленной на решение сформулированных глобальных проблем.
DOI: 10.15372/PHE20200104 |