Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.142.131.51
    [SESS_TIME] => 1733247340
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 2644f0e28932af6688d4f8677cdd81f9
    [UNIQUE_KEY] => 1d99e4a01e2571acdd30630540f6a9f4
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2020 год, номер 1

МЕНЕДЖЕРАЛИЗАЦИЯ КАК РЕСУРС ФИЛОСОФИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Л.С. Малик, Л.А. Мелкая
Архангельск, Россия
l.malik@narfu.ru
Ключевые слова: философия профессионализма в социальной работе, менеджерализация, образование по социальной работе, профилизация, специализация, philosophy of professionalism in social work, manageralisation, social work education, profilisation, specialization
Страницы: 113-126

Аннотация

Введение. Актуальность исследования обусловлена обновлением методологии социальной работы, плюрализмом теорий, расширением полей социальной практики, что сопряжено с необходимостью повышения ответственности специалистов и усиления статуса профессиональной группы. В профессиональной подготовке новым трендом является менеджерализация - включение управленческих идей на всех уровнях обучения, что, согласно указанным изменениям, может выступить ресурсом формирования философии профессионализма в социальной работе. Методология и методика исследования. Исследование базировалось на материалах научных работ, посвященных анализу категории профессионализма в социальной работе, описывающих менеджерские концепции, идеи которых положили начало тренду менеджерализации в системе профессиональной подготовки. Анализ теоретического материала дополнен эмпирическими данными, полученными в ходе опроса практикующих специалистов социальной работы по методике В. В. Синявского и В. А. Федорошина «Коммуникативные и организаторские склонности». Результаты исследования. Проведен анализ концепций, лежащих в основе формирования представлений о профессионализме с учетом идей менеджерализации. Выявлены основные зависимости влияния менеджерских концепций на философию профессионализма в развитии мировоззрения специалистов, готовых действовать в новой социальной реальности. Описана сущность двух направлений развития образования по социальной работе: специализации и профилизации. Профилизация сопряжена с новыми трендами в системе профессиональной подготовки, среди которых особое место занимает менеджерализация, рассматриваемая как механизм соединения глобальных целей с реальными вариантами их достижения. Обозначено содержание процессов трансформации профессионально-ролевого репертуара специалистов социальной работы в контексте менеджерализации, свидетельствующем о расширении функционала практиков в содействии социальному развитию и формированию способности клиентов самостоятельно разрешать трудные жизненные ситуации. Представлены результаты эмпирического исследования, отражающие значимость управленческого компонента в процессе обучения, позволяющие сделать вывод о необходимости первоочередных изменений в системе подготовки специалистов социальной работы. Заключение. Аргументирована ресурсность менеджерализации применительно к формированию философии профессионализма в социальной работе с учетом трех критериальных блоков профессионализма: содержательного, нормативного, потенциального. Сделан вывод о значимости применения менеджералистских идей в системе становления профессионального мировоззрения специалистов, что позитивным образом скажется на усилении субъектности специалистов и повышении статуса профессиональной группы.

DOI: 10.15372/PHE20200108