АСИММЕТРИЯ ИНФОРМАЦИИ В ЗАДАЧАХ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
А.Н. Кисляков
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Владимир, Российская Федерация ankislyakov@mail.ru
Ключевые слова: информационная асимметрия, энтропия, фрактальная размерность, кластерный анализ, information asymmetry, entropy, fractal dimension, cluster analysis
Страницы: 64-75
Аннотация
Работа направлена на решение актуальной проблемы анализа взаимодействия участников рынка. Степень непредсказуемости поведения участников рынка определяет экономические риски и проявляется как нарушение информационной симметрии. Асимметрия выражается в разной степени информированности групп продавцов и групп покупателей-пользователей продукта о состоянии рынка, что определяет различные поведенческие настроения и намерения участников рынка. Рассматривается возможность использования показателей энтропии Шеннона и показателя фрактальной размерности для оценки степени упорядоченности связей между группами покупателей и результатами их поведения. Это позволяет сделать выводы о логике связей между поведением разных клиентов. Для определения приближенного значения фрактальной размерности Минковского используется итеративный алгоритм box-counting. В качестве метрики расстояний между признаками сделок пар клиентов может выступать расстояние по косинусу для случая разреженных данных. Показано, как будет изменяться фрактальная размерность в случае наблюдения более устойчивых связей между группами клиентов.
|