МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ УМНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ РЕГИОНОВ РОССИИ
А.В. Котов
Институт отраслевых рынков и инфраструктуры Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия alexandr-kotov@yandex.ru
Ключевые слова: умная специализация, стратегия пространственного развития, матрица выбора инвестиционных проектов, smart specialization, spatial development strategy, investment decision matrix
Страницы: 22-45
Аннотация
Актуальность прикладной разработки новых механизмов развития для российских регионов обусловлена неэффективностью инновационных стратегий, действующих в настоящее время, оторванностью научно-технологического развития от отраслевого потенциала территорий. Стратегия пространственного развития России (2019 г.) привела к возникновению конфликта между отраслевыми перспективными экономическими специализациями и реальными проблемами территорий разных типов. При согласовании отраслевого и территориального подходов главенствующая роль может отводиться подходу, именуемому «умной специализацией». В статье охарактеризованы различия между традиционной и умной специализациями. Показано, что в случае умной специализации происходит не выбор отдельных отраслей как «точек», а определение набора видов экономической деятельности во взаимосвязи с региональными компетенциями как нечеткого ядра с размытыми границами. Дана характеристика отраслевого, патентного, инновационного и публикационного компонентов как составных частей разрабатываемого методического подхода. Все компоненты связываются через приоритеты Стратегии научно-технологического развития, которая играет роль национальной исследовательской платформы (программы), отражающей долгосрочные приоритеты экономики и общества. Скоординированный выбор перспектив развития регионов решает проблему изолированных технологических прогнозов для территорий. Разработанную матрицу выбора отраслевых и научно-технологических приоритетов для территории можно считать основой для выбора региональных инвестиционных проектов. Это позволит федеральным органам исполнительной власти задать общие рамки наиболее желаемых целей научно-технологического развития в пространственном разрезе, взять на себя венчурные риски при поддержке технологических стартапов и зарождающихся отраслей.
DOI: 10.15372/REG20200202 |