Пространственная мобильность населения внутри и за пределы региона: социальные и инфраструктурные факторы неравенства
Т.Ю. Черкашина1, Н.Л. Мосиенко2
1Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Россия, Новосибирск touch@nsu.ru 2Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Россия, Новосибирск nmosienko@ngs.ru
Ключевые слова: пространственная мобильность, транспортная инфраструктура, социальное неравенство, цифровое неравенство
Страницы: 44-77
Аннотация
В статье представлены результаты исследования пространственной мобильности жителей Новосибирской области, проведенного в 2018-2019 гг. Акцент сделан на регулярных, повседневных поездках (в режиме недельного цикла) и эпизодических поездках за пределы региона. Выявлены дифференциация пространственной мобильности населения региона и то, насколько она обусловлена действием инфраструктурных, социальных и технологических (пользование цифровыми технологиями для организации и планирования поездок) факторов. Рассматривается также, как проявляется новый аспект социального неравенства - цифровое неравенство в дифференциации пространственной мобильности и неравенстве в возможностях осуществления подвижности. Для анализа территория Новосибирской области была условно разделена на восемь территориальных зон: г. Новосибирск, периферия Новосибирской агломерации, Юго-Восточная зона, Северо-Восточная зона, Центральная зона, Барабинско-Куйбышевская агломерация, Северо-Западная зона, Юго-Западная зона. Выявлены различия пространственной мобильности между территориальными зонами области по следующим параметрам: частота, направления, цели, виды используемого транспорта. Также описаны дифференциация восприятия регулярных повседневных поездок в зависимости от используемых транспортных средств, возрастные и поселенческие особенности жителей Новосибирской области, имеющих разный опыт пространственной мобильности.
DOI: 10.15372/REG20200403 |