ИНТЕГРАЦИЯ СИСТЕМ СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ: МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД И ЕГО АПРОБАЦИЯ
Л.Е. Никифорова, С.В. Цуриков
Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», Новосибирск, Российская Федерация l.e.nikiforova@edu.nsuem.ru
Ключевые слова: стратегический менеджмент, тактический менеджмент, контроллинг, результативность интеграции стратегического и тактического менеджмента
Страницы: 255-270
Аннотация
В данной статье представлены результаты анализа различных подходов к интеграции систем стратегического и тактического управления на основе hoshin-планирования (японская модель менеджмента), системы управления знаниями (американская модель менеджмента); контроллинга (германская модель менеджмента). Обоснована актуальность для российских организаций механизма интеграции стратегического и тактического управления на основе контроллинга. Разработана модель менеджмента организации с использованием контроллинга, обеспечивающая интеграцию стратегического и тактического менеджмента за счет снижения внутриорганизационных барьеров и гармонизации бизнес-процессов, формирования стержневой компетенции быстро реагировать на появление новых задач благодаря быстрому формированию новых связей. Определены этапы внедрения контроллинга: подготовительный, нацеленный на выявление действительной потребности компании в интеграции стратегического и тактического менеджмента, а также на определение требуемого объема работ; этап интервенции, определяющий системные организационные изменения; заключительный этап, определяющий скорость изменения результатов внедрения и завершенность интеграции контроллинга в систему управления компанией. Разработана методика оценки результативности внедрения механизма интеграции стратегического и тактического управления на основе интегрального индикатора результативности и системы комплексных индикаторов, которые, в свою очередь, определяют совокупности частных индикаторов. В качестве комплексных индикаторов представлены: степень соответствия организационного дизайна объектным функциям; степень развитости связей между структурными элементами организационного дизайна; уровень развития корпоративной культуры; уровень качества процесса разработки и принятия управленческих решений; степень развития информационного пространства. На примере комплексного индикатора степени соответствия организационного дизайна объектным функциям рассмотрены частные индикаторы. Предлагаемый методический подход к оценке результативности внедрения механизма интеграции стратегического и тактического управления рассмотрен на примере филиала АО ВБД «Сибирское молоко». Представлена динамика указанных комплексных индикаторов в начальной и двух промежуточных точках, а также определены результаты финансово-экономической деятельности филиала при внедрении контроллинга.
|