ПРОНИЦАЕМОСТЬ ГРАНИЦ И ТРАНСПОРТНО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ ХМАО - ЮГРЫ
С.Н. СОКОЛОВ, Э.А. КУЗНЕЦОВА
Нижневартовский государственный университет, 628605, Ханты-Мансийский АО - Югра, Нижневартовск, ул. Ленина, 56, Россия elzanv07@yandex.ru
Ключевые слова: транспортно-географическое положение, экономико-географическое положение, транспортная доступность, проницаемости границ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, transport and geographical location, economic and geographical location, transport accessibility, permeability of borders, Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra
Страницы: 133-138
Аннотация
Рассмотрено транспортно-географическое положение (ТГП) региона, которое является важнейшим компонентом экономико-географического положения. Под ТГП понимается положение по отношению к транспортной сети, сети транспортных узлов и потоков. Для территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры характерна боль шая удаленность от незамерзающих морей и океанов, в связи с чем ТГП округа невыгодно. Неразвитость транспор тно-экономических условий сдерживает структурную перестройку производительных сил региона. В округе имеются автомобильный, железнодорожный, речной, авиационный и трубопроводный транспорт, с помощью которых через преодоление расстояния происходит реализация географических связей и интеграционных процессов. Неразвитая транс портная инфраструктура создает значительные трудности в освоении богатой с точки зрения природно-ресурсного потенциала территории. ТГП относится к ресурсам взаимодействия, их роль особенно велика в Азиатской России, в том числе и в ХМАО - Югре. К таким ресурсам можно отнести и транспортную доступность - важный показатель, влияющий на социально-экономическую ситуацию в регионе. Для оценки транспортной доступности требуется рас считать показатель проницаемости границ. Транспортная проницаемость местности - это оценка местности по степени контактности ее участков между собой. Предлагается ввести такой показатель проницаемости границ, который бы учитывал не только железные и автомобильные дороги, водные пути, но и воздушные линии, нефте- и газопроводы. В результате проведенных расчетов выяснилось, что наиболее проницаемая граница региона со Сверд ловской областью, немного ниже - с Тюменской, средними значениями характеризуется проницаемость с Томской областью и Ямалом, низкими - с Республикой Коми. Наименее проницаемая граница с Красноярским краем.
DOI: 10.21782/GIPR0206-1619-2019-5(133-138) |