Сущность, проблемы и перспективы отечественного образования в журнале "Философия образования" (2006-2010 гг.)
И.В. Яковлева1, Т.С. Косенко1,2
1Новосибирский государственный педагогической университет, Новосибирск, Россия uhova2005@mail.ru 2Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, Новосибирск, Россия tany0879@mail.ru
Ключевые слова: философия образования, инновации в образовании, информационное общество, образовательная парадигма
Страницы: 39-114
Аннотация
Введение. Актуальность диалога философии и образования фиксируется как созревание новой парадигмы образования и решение проблем системы «общество - образование - человек». Комплексное исследование публикаций в журнале «Философия образования» (2006-2010 гг.) основывалось на практике применения рубрикатора Журнала, способствующих дальнейшему становлению и определению исходных оснований философии образования как самостоятельного философского знания и выработке новых подходов и параметров для осмысления дальнейшего эмпирического материала. Методология выявления общей картины эволюционных процессов в образовании представлена новыми онтологическими знаниями о системе, функциональном представлении о деятельности и метасистемном подходе к инновационному развитию общества и образования. Обсуждение. Анализ сущности, проблем и перспектив отечественного образования на основе методологии социально-философских и философско-образовательных теоретических конструктов позволил обнаружить большое разнообразие концептуальных подходов: системное ви́дение образования, задающее образованию смысл, цель, форму и содержание для понимания тех основ, на которые опирается образовательный процесс; анализ целей и средств инновационного образования в инновационном обществе; образовательный диалог в развитии обществ Востока и Запада; понимание изменений аксиологических основ российского образования; формирование системы знаний, необходимых для воспроизводства образованием качественных параметров человеческих ресурсов и практик. Необходимость эмпирии образования позволяет более полно видеть достижения, противоречия и динамику философского знания, которое в наиболее концентрированной и обобщенной форме отражает характер, уровень и направленность развития человеческого общества. Заключение. Итоги пятилетней работы журнала «Философия образования» указали на наличие научно-методологических основ, необходимых для дальнейшего развития знания об образовании.
DOI: 10.15372/PHE20210403 |