Евразийское образовательное пространство: идея и реализация
М.А. Абрамова
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия marika24@yandex.ru
Ключевые слова: евразийское образовательное пространство, социокультурное пространство, Россия, страны СНГ, ШОС, ЕАЭС, баланс и устойчивость системы
Страницы: 127-142
Аннотация
Введение. Обращение к феномену евразийского образовательного пространства актуализировано современными процессами социокультурной трансформации, происходящими в странах его участников, обусловливающими потребность составления некоего обобщенного представления о степени реализации идеи. В статье ставится проблема сопоставления целей и задач вхождения России в евразийское образовательное пространство с современными ее потребностями. Методология. Рассматривается феномен евразийского образовательного пространства с позиции системного, функционального и коммуникативного подходов и теории баланса сил как некое социокультурное пространство, в котором каждое государство-участник, выполняя условия соглашения, в то же время преследует свои задачи. Обсуждение. На основе анализа различных типов объединений и соглашений стран-участников евразийского образовательного пространства показаны сложность и динамичность данной системы. Выявлены современные тенденции, влияющие на трансформацию отношения стран к идее создания общего образовательного пространства. На примере анализа резолюций форумов творческой и научной интеллигенции, государств - участников Содружества, правительственных документов, работ российских и зарубежных исследователей делается вывод о необходимости более взвешенной политики со стороны России в реализации идеи евразийского образовательного пространства. Заключение. Выполненный анализ позволяет сделать вывод о том, что использование термина «евразийское образовательное пространство» на данный момент скорее является идеей, разделяемой многими государствами, но не реализованным единым целым. Попытка представления европейского образовательного пространства в виде системы показала достаточно сложно сконструированную многослойную композицию из различных взаимодействующих систем и подсистем, включающую двусторонние партнерские типы объединений, а также различные коалиции и ассоциации. Одним из важных факторов сохранения условий взаимодействия в евразийском образовательном пространстве является формирование мотивации к изучению и сохранению русского языка как средства международного общения.
DOI: 10.15372/PHE20210405 |